Когда в организации существует система качества, то для управления качеством работ применяются документированные процедуры и карты процессов СМК. В основном, этих документов достаточно для нормальной работы, т.к. они регламентируют «типовые» для организации виды деятельности, проекты или процессы. Однако бывают ситуации, когда приходится отступать от «типовой» деятельности. Например, при изменении процессов, при организации новых видов работ, при исполнении проектов с дополнительными или новыми требованиями. В таком случае, чтобы обеспечить качественный результат необходимо создавать план качества.
План качества
План качества - это документ или несколько документов, которые определяют набор мероприятий с соответствующими ресурсами, информацией и данными, необходимыми для создания отдельной единицы конкретной продукции, услуги, процесса, проекта или контракта. Следует отметить, что план качества создается именно для отдельной единицы, а не для серийно выпускаемой продукции или услуги.
План качества предназначен для управления качеством в конкретной ситуации и представляет собой документ, определяющий какие процедуры и ресурсы, кем и когда следует применять к конкретному проекту, продукту, процессу или контракту. Если организация, занимается проектной деятельностью, то план качества необходимо разрабатывать всегда, на каждый проект, т.к. каждый проект по своей сути является уникальным «продуктом» (например, разработка программного обеспечения).
Содержание плана качества
План качества составляется на основе процедур и карт процессов системы качества, поэтому в его состав, как правило, включаются процедуры СМК, рабочие или технологические инструкции, формы записей существующей СМК или ссылки на эти документы.
В зависимости от отрасли, в которой работает организация и характера работ (вида проекта, состава процессов, условий контракта) состав разделов плана качества может меняться. Несмотря на это, существуют разделы, которые должны содержаться в каждом плане качества.
Область применения:
Раздел содержит сведения об объекте плана качества. Объектом может быть продукт, услуга, проект, процесс или контракт. Далее указываются требования, которые должны быть реализованы в ходе выполнения работ. Требования могут указываться как напрямую, так и за счет ссылок на нормативные документы. Также в данном разделе указываются параметры области деятельности (условия внешней и внутренней среды, необходимые для выполнения работ).
Цели:
В данном разделе обычно указываются значения целевых показателей, которых необходимо достичь в результате работ, либо, если цели не могут быть выражены количественно, то формулируются качественные показатели. Также, могут указываться способы достижения целевых значений и методы измерения показателей. Этот раздел может объединяться с разделом «Область применения».
Ответственность персонала:
Указываются обязанности, функции и ответственность руководителей работ и персонала. Может составляться оргструктура управления работами и указываться подчиненность и взаимодействие участников работ.
Управление документированной информацией:
Как правило, документы являются основным способом связи в системе управления работами. В плане качества может приводиться состав документов, способы их идентификации и оформления, ответственность за создание, проверку и утверждение, а также способы доступа к документам. Документы могут быть на любых доступных носителях – бумажные документы, электронные документы, графические, видео- и аудио- документы.
Ресурсы:
В данном разделе указывается состав ресурсов, необходимых для выполнения работ в конкретной ситуации и требования к характеристикам этих ресурсов. Ресурсы, как правило, включают материальные ресурсы, работы или услуги, человеческие ресурсы, средства инфраструктуры, информацию и данные, условия окружающей среды, средства измерения, мониторинга и контроля.
Проектирование и разработка:
Если в ходе работ предполагается проектирование, то план качества должен включать в себя план проектирования. В этом случае указываются применяемые стандарты проектирования, технические требования и характеристики качества проекта. Обязательно приводятся источники получения входных данных и правила проверки результатов проектирования. Кроме того, в данном разделе указывается порядок проверки проекта и правила управления изменениями.
План качества должен содержать требования по образованию, подготовке и навыкам персонала, выполняющего работы. Если требуется дополнительная подготовка персонала, то в плане качества указывают график обучения или порядок привлечения к работам сотрудников, обладающих необходимыми навыками.
Закупки (процессы, продукция и услуги, поставляемые внешними поставщиками):
Обязательным условием составления плана качества является указание всего списка закупаемых ресурсов (продукции, работ, услуг), требований к этим ресурсам и методам проверки (контроля) качества закупаемых ресурсов. Если состав поставщиков ресурсов заранее не известен, то в плане качества указывается порядок выбора поставщиков, правила оценки поставщиков и правила взаимодействия с поставщиками.
Производство продукции и предоставление услуг:
Данный раздел обычно включает в себя процедуры и правила выполнения работ, а также необходимые действия по контролю. Если план качества создается на базе действующей документации СМК, то приводятся ссылки на существующие процедуры системы качества. Если предполагается выполнять работы, которые не входят в область действия существующей системы качества, то в данном разделе необходимо разработать схемы управления такими работами. Они должны включать этапы исполнения работ, сопровождающие документы, рабочие и операционные инструкции, состав инструментов, оборудования и методик, методы контроля и критерии приемки работ.
Идентификация и прослеживаемость:
В некоторых ситуациях при производстве продукции (предоставлении услуги, выполнении работ, проекта или контракта) требуется обязательная прослеживаемость состояния объекта на всех этапах его преобразования. Если такая ситуация существует, то в плане качества указываются методы идентификации объекта, необходимые формы и правила выполнения идентификации.
Собственность потребителей или внешних поставщиков:
Если для производства продукции (услуг, работ, процессов, проекта или контракта) необходимо использовать собственность потребителя, то в плане качества указываются правила обращения с такой собственностью.
Сохранение продукции:
До передачи продукции потребителю организация отвечает за ее сохранность и пригодность для применения. Методы обеспечения сохранности продукции и контроля за ее состоянием необходимо указать в плане качества.
Управление несоответствующей продукцией:
В данном разделе план качества устанавливает виды несоответствий и порядок управления каждым из этих видов несоответствий. Также в этом разделе указывают, кто отвечает за принятие решений по выполнению тех или иных действий с выявленными несоответствиями.
Мониторинг и измерения:
Здесь представляют основные функции обеспечения качества работ. План качества в этом разделе должен содержать применяемые методы мониторинга и измерений характеристик работ, этапы на которых выполняются измерения, состав контролируемых характеристик (показателей), критерии и основания приемки работ.
Аудиты:
Независимо от размеров или характера работ необходимо периодически проводить проверки качества для оценки соблюдения стандартов и требований плана качества. Эти проверки могут выполняться внутренней командой или внешними аудиторами.
В данном разделе плана качества указывают, кто будет проводить аудиты, какова периодичность аудитов и каковы объемы проверки.
Управление рисками:
Раздел определяет состав рисков, методы определения рисков и методы контроля их возникновения в ходе исполнения работ. Также здесь указываются действия по снижению рисков и степень их влияния на цели и результаты работ.
Применение плана качества
Наиболее часто план качества используется для управления различными видами проектов. С целью стандартизации подходов к управлению качеством проектной деятельности в менеджменте качества применяется международный стандарт, который устанавливает порядок разработки, состав и содержание плана качества.
ISO 10005:2018 Quality management – Guidelines for quality plans (Системы менеджмента – Руководящие указания по планам качества). В этом стандарте даются рекомендации по созданию плана качества, указываются разделы и их содержание, приводятся указания по анализу, внедрению и пересмотру плана качества. Также в стандарте есть несколько вариантов оформления плана качества.
В России принят национальный стандарт, являющийся аутентичным переводом международного – ГОСТ Р ИСО 10005:2019 Менеджмент качества. Руководящие указания по планам качества.
Все указания, которые даются в стандарте, носят справочный и рекомендательный характер, поэтому любая организация может составлять план качества, основываясь на своих собственных потребностях и нуждах.