9.2 Внутренний аудит
Внутренние аудиты могут проводиться на плановой и внеплановой основе. Внутренние аудиты проводятся в соответствии с ДП - ХХ «Внутренний аудит СМК».
Сроки и периодичность проведения плановых аудитов устанавливаются в годовом плане внутренних аудитов. Эти сроки могут корректироваться в зависимости от состояния и
важности проверяемых процессов и видов деятельности, а также вероятности возникновения существенных проблем в работе СМК и организации в целом.
На каждый аудит разрабатывается график аудита. Допускается оперативная корректировка графика аудита по ходу проведения аудита. Регистрация изменений графика аудита
не обязательна.
Порядок организации, подготовки и проведения внутренних аудитов, требования к аудиторам, состав документации аудита и правила оформления результатов аудита определены
в ДП - ХХ «Внутренний аудит СМК».
Соответствующие корректирующие действия предпринимаются персоналом, ответственным за области, в которых в ходе аудита выявлены несоответствия. Высшее руководство
следит за тем, чтобы принятые меры были полностью реализованы и эффективны.
9.3 Анализ со стороны руководства
Высшее руководство регулярно проводит анализ СМК на совещаниях со стороны руководства. В ходе этого анализа оценивается текущая пригодность, адекватность и
результативность СМК, выявляются возможности для улучшения и необходимые изменения. Ведется учет каждого совещания по анализу СМК со стороны руководства.
9.3.1 Общие положения
Анализ СМК со стороны руководства проводится как минимум один раз в год. Более частые проверки планируются в периоды, когда организационные, технологические,
продуктовые или другие изменения требуют повышенного внимания со стороны высшего руководства.
Высшее руководство также может по своему усмотрению в любое время провести анализ СМК со стороны руководства.
Процессы инициирования и проведения анализа СМК со стороны руководства определены в ДП – ХХ «Анализ СМК со стороны руководства».
Целями анализа СМК со стороны руководства являются:
- оценка пригодности, адекватности и результативности системы менеджмента качества;
- изменения в системе менеджмента качества;
- изменения в политике в области качества;
- изменения целей в области качества;
- выявление возможностей для улучшения СМК, процессов и продуктов.
9.3.2 Входные данные анализа СМК со стороны руководства
Входные данные анализа СМК со стороны руководства состоят из информации и данных, относящихся к качественным и количественным показателям деятельности организации.
Как минимум, исходные данные включают:
- результаты аудитов;
- обратную связь от потребителей (удовлетворенность потребителей);
- результативность процессов и соответствие продуктов;
- статус корректирующих действий;
- статистику несоответствий;
- статус мероприятий по результатам предыдущих анализов СМК;
- запланированные изменения, которые могли бы повлиять на СМК;
- изменения внешней и внутренней среды организации;
- рекомендации по улучшению;
- изменения целей в области качества;
- риски и возможности для улучшения и результативность предпринятых действий;
- результаты мониторинга и измерений;
- результаты работы внешних поставщиков.
Полный состав исходных данных и ответственные лица за их предоставление определены в ДП – ХХ «Анализ СМК со стороны руководства».
9.3.3 Выходные данные анализа СМК со стороны руководства
В ходе анализа со стороны руководства определяется состав мероприятий, необходимый для развития организации и СМК. Состав мероприятий относится к следующим вопросам:
- совершенствование СМК и ее процессов;
- совершенствование продуктов в соответствии с требованиями потребителей;
- потребности в ресурсах.
Ответственность за необходимые действия определяется в ходе анализа СМК со стороны руководства. Все решения, принятые в ходе совещания, назначенные действия и
сроки их выполнения заносятся в протокол анализа СМК со стороны руководства.
Результаты анализа СМК со стороны руководства документируются в соответствии с ДП – ХХ «Анализ СМК со стороны руководства».
10 Улучшение
Выявление потребностей в постоянном улучшении осуществляется за счет:
- анализа информации об удовлетворенности потребителей;
- данных о соответствии продукции и процессов;
- данных о деятельности поставщиков и заинтересованных сторон;
- результатов внутреннего аудита;
- других данных и информации, имеющих отношение к показателям качества.
Анализ СМК со стороны руководства рассматривает всю соответствующую информацию и определяет приоритеты для улучшения системы качества. Процессы анализа
используются для выявления рисков и возможностей, реагирования на них, проверки приемлемости действий и отслеживания выполнения предупреждающих действий.
10.1 Общие положения
Организация постоянно повышает результативность системы менеджмента качества за счет использования политики в области качества, целей в области качества, результатов
аудита, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий и анализа со стороны руководства.
Результаты внутреннего аудита и данные о показателях качества анализируются руководством для оценки результативности СМК и текущей деятельности организации.
Возможности для улучшения определяются путем сравнения текущих показателей качества с целями, определенными в политике в области качества и целях в области качества.
Мероприятия по улучшению определяются либо как корректирующие и предупреждающие действия, либо как положения концепции развития организации. Эти процессы
определены в документированных процедурах ДП – ХХ «Корректирующие действия» и ДП – ХХ «Предупреждающие действия».
10.2 Несоответствия и корректирующие действия
Управление несоответствиями распространяется на все виды несоответствий возникающих в ходе деятельности организации. Порядок выявления несоответствий, их регистрации,
анализа причин и реагирования на несоответствия определен в ДП – ХХ «Управление несоответствующей продукцией».
Корректирующие действия предпринимаются для устранения причин выявленных несоответствий с целью предотвращения их повторения.
Предупреждающие действия осуществляются для устранения причин потенциальных несоответствий с целью предотвращения их возникновения.
Процесс корректирующих и предупреждающих действий включает:
- анализ несоответствий или потенциальных несоответствий;
- определение причин фактических или потенциальных несоответствий;
- оценку необходимости действий;
- определение и осуществление необходимых действий;
- документирование результатов действий;
- анализ предпринятых корректирующих или предупреждающих действий.
Порядок проведения корректирующих действий установлен в ДП – ХХ «Корректирующие действия».
Порядок проведения предупреждающих действий установлен в ДП – ХХ «Предупреждающие действия».
Регистрация несоответствий и результатов предпринятых корректирующих и предупреждающих действий осуществляется в соответствии с
ДП – ХХ «Управление записями по качеству».
10.3 Постоянное улучшение
Постоянное улучшение системы менеджмента качества осуществляется за счет эффективного применения политики и целей в области качества, аудита и анализа данных,
корректирующих и предупреждающих действий и анализа СМК со стороны руководства.
Результативность мероприятий по постоянному улучшению, включая предпринятые корректирующие действия, а также действия в отношении рисков и возможностей оцениваются
в ходе анализа СМК со стороны руководства.
Руководство по качеству. Пример
Данный пример руководства по качеству разработан на основании требований стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2015 (ISO 9001:2015). Он содержит описание реализации всех
требований данного стандарта, включая требования по риск-ориентированному мышлению. Структура руководства по качеству повторяет структуру стандарта
ГОСТ Р ИСО 9001:2015 (ISO 9001:2015). Пример руководства по качеству представляет, каким образом организация выполняет эти требования.
Руководство по качеству подходит для применения организациями различных видов деятельности и с различной численностью персонала.
Документ включает в себя 31 страницу.
Формат документа - pdf.
<< Руководство по качеству. Часть 6