5 Лидерство
Руководство организации понимает свою ответственность за разработку, внедрение и поддержание в рабочем состоянии системы менеджмента качества. Высшее руководство
обеспечивает управление всеми видами деятельности, связанными с процессами жизненного цикла, включая определение стратегического развития организации, ответственности,
полномочий и коммуникации для обеспечения безопасной и эффективной работы.
5.1 Лидерство и приверженность
Высшее руководство стремится внедрять и развивать систему менеджмента качества, и эта приверженность определяется политикой и целями организации в области качества.
Руководство доводит политику в области качества, стратегию, цели, процедуры и процессы до сведения всех сотрудников.
5.1.1 Общие положения
Высшее руководство организации приняло на себя обязательства по разработке и внедрению системы менеджмента качества, а также по постоянному повышению ее результативности.
Реализация обязательств осуществляется за счет внедрения основных принципов менеджмента качества в практику работы организации. Методы реализации принятых обязательств
высшего руководства представлены в таблице.
Принцип менеджмента качества
Ответственный за реализацию
Метод реализации в СМК
Ориентация на потребителя
<указать название должности>
Определение приоритетных направлений развития организации, разработка политики и целей в области качества.
<указать название должности>
Разработка основных принципов работы организации, контроль и анализ исполнения принципов всеми сотрудника организации.
<указать название должности>
Обучение всех сотрудников менеджменту качества, регулярные тренинги и повышение квалификации персонала.
<указать название должности>
Стандартизация процессов жизненного цикла организации. Оценка возможных рисковых ситуаций и реагирование на них.
<указать название должности>
Создание взаимосвязанных циклов улучшений, выполнение плана корректирующих и предупреждающих действий.
Принятие решений, основанных на фактах
<указать название должности>
Анализ исполнения планов организации (концепции развития, планов производства, планов развития СМК).
Менеджмент взаимоотношений
<указать название должности>
Выполнение программ развития партнеров, обучение и аттестация специалистов компаний-партнеров.
Для внедрения системы менеджмента качества и реализации принципов работы организации, установленных в концепции развития, высшее руководство регулярно определяет
состав требуемых ресурсов и обеспечивает привлечение этих ресурсов. Ресурсное обеспечение всех работ организации планируется в рамках соответствующих бюджетов.
5.1.2 Ориентация на потребителей
Высшее руководство стремится выявлять текущие и будущие потребности потребителей, соответствовать их требованиям и превосходить их ожидания. Высшее руководство
предпринимает необходимые действия для повышения удовлетворенности потребителей.
С этой целью руководство организации установило следующие методы определения и обеспечения требований потребителей:
- определение приоритетных направлений развития организации на основе регулярного анализа потребностей рынка, анализа конкурентных предложений и прогнозного спроса на
продукты организации (устанавливаются в концепции развития). Ответственным за подготовку исходных данных является <указать название должности>;
- определение ключевых характеристик качества деятельности (устанавливаются в документированных процедурах системы качества). Сотрудники, ответственные за соблюдение
ключевых характеристик качества, указаны в документированных процедурах;
- проведение переговоров с потребителями и потенциальными потребителями (результаты документируются в коммерческих предложениях, протоколах о намерениях и тексте
договоров). Ответственными за организацию и проведение переговоров по своей сфере ответственности являются <указать название должности>;
- проведение регулярных анализов со стороны руководства (результаты документируются в проколах анализа СМК). Ответственными за проведение анализа являются <указать название должности>;
- подбор и назначение на работы квалифицированного персонала (результаты документируются в приказах по личному составу). Ответственным за определение кадрового состава
является < указать название должности >, за подбор персонала – <указать название должности>, за назначение на должность - <указать
название должности>;
- планирование и выделение необходимых ресурсов (результаты документируются в соответствующих планах работ). Ответственным за планирование ресурсов и привлечение
ресурсов на уровне всей организации является <указать название должности>, ответственным за выделение ресурсов на уровне подразделений является <указать название должности>.
Указанные методы определения и обеспечения требований потребителей позволяют руководству прогнозировать риски и возможности, которые могут повлиять на соответствие
продуктов и достижение целевых показателей деятельности организации.
5.2 Политика в области качества
Политика в области качества является согласованной частью общей политики организации. В политике в области качества сформулированы основные приоритеты работы организации
в области качества.
5.2.1 Разработка политики в области качества
Высшее руководство организации отвечает за разработку и документирование политики в области качества.
Проект политики в области качества разрабатывается представителем высшего руководства по качеству и согласовывается <указать название должности>. Утверждение
политики в области качества осуществляет <указать название должности>.
Политика в области качества ежегодно пересматривается. Пересмотр осуществляется на основании результатов анализа СМК со стороны руководства. Кроме того, пересмотр
политики в области качества может осуществляться на основании:
- меняющихся потребностей и ожиданий соответствующих заинтересованных сторон (см. раздел 4.2);
- рисков и возможностей (см. раздел 6).
5.2.2 Доведение политики в области качества
Доведение положений политики в области качества до сотрудников осуществляется на общем собрании коллектива организации. Общее собрание коллектива проводится
ежегодно в последнюю рабочую неделю года.
Текст политики в области качества размещается в корпоративной сети. Доступ на чтение к тексту политики в области качества имеет каждый сотрудник организации.
Для информирования всех заинтересованных сторон политика в области качества размещается на Интернет – сайте организации. Ответственным за размещение текста политики в
области качества на Интернет - сайте является <указать название должности>.
5.3 Функции, ответственность и полномочия
Ответственность и полномочия персонала определены в следующих документах:
- концепция развития;
- цели в области качества;
- организационная структура;
- руководство по качеству и документированные процедуры;
- карты процессов;
- рабочие инструкции;
- организационно-распорядительные документы (приказы, распоряжения, поручения руководства).
Ознакомление сотрудников по вопросам ответственности и полномочий осуществляется следующим образом:
- концепция развития доступна для ознакомления и исполнения ее положений только высшему руководству организации. Каждый представитель высшего руководства
расписывается в листе согласования концепции. Подпись в листе согласования означает принятие на себя обязательств по исполнению положений концепции развития, закрепленных
за соответствующим представителем высшего руководства.
- цели в области качества корпоративного уровня доступны для ознакомления и исполнения высшему руководству организации.
- цели в области качества по подразделениям доводятся до каждого руководителя подразделения на совещании у руководства. Кроме того, цели в области качества по
подразделениям размещаются в информационной корпоративной сети организации. Для каждого руководителя подразделения установлены права доступа для ознакомления с
целями в области качества по своему подразделению.
- организационная структура размещается в информационной сети организации и является доступной для чтения каждому сотруднику.
- руководство по качеству, документированные процедуры, карты процессов, рабочие инструкции размещаются в информационной сети организации и являются доступными для
чтения каждому сотруднику. Ознакомление сотрудников с этими документами осуществляется в соответствии с п.п. 7.4 данного руководства.
- ознакомление сотрудников с приказами, распоряжениями и поручениями руководства осуществляется рассылкой по электронной почте. Сотрудники, которые упомянуты в этих
документах в качестве исполнителей, проставляют свою подпись в бумажной версии приказа.
Для реализации функций системы менеджмента качества в < Организации > введены следующие роли:
- представитель высшего руководства по качеству;
- владелец процесса;
- внутренний аудитор СМК.
Представитель высшего руководства по качеству, независимо от своих должностных обязанностей, несет ответственность за:
- обеспечение разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества;
- проведение анализа работы СМК;
- обеспечение высшего руководства информацией по работе СМК;
- распределение и координацию задач по работе и улучшению СМК;
- привлечение необходимых ресурсов для работы СМК;
- создание и обеспечение функционирования процедур внутреннего обмена информацией по вопросам результативности СМК;
- обеспечение понимания требований потребителей и их выполнение.
Владелец процесса, независимо от своих должностных обязанностей, несет ответственность за:
- контроль исполнения процесса в соответствии с картой процесса;
- отслеживание изменений в порядке выполнения процесса и осуществление необходимых изменений в документации процесса;
- обеспечение достижения целей процесса;
- информирование высшего руководства о несоответствиях процесса (при их возникновении).
Внутренний аудитор СМК, независимо от своих должностных обязанностей, несет ответственность за:
- планирование и подготовку внутреннего аудита;
- проведение аудитных бесед;
- подготовку необходимой документации для проведения аудита и предоставления результатов аудита;
- информирование высшего руководства о всех несоответствиях, выявленных в ходе аудита.
Руководители всех уровней управления несут ответственность за выполнение планов работы и внедрение политик, процессов и систем, описанных в данном руководстве. Все
руководители несут ответственность за планирование и контроль процессов системы управления в пределах своей зоны ответственности, включая установление и внедрение целей
операционного уровня и предоставление ресурсов, необходимых для внедрения и совершенствования этих процессов.
Все сотрудники несут ответственность за качество своей работы и внедрение политик и процедур, применимых к процессам, которые они выполняют. Сотрудники наделены
полномочиями выявлять любые известные или потенциальные проблемы и сообщать о них, а также рекомендовать соответствующие решения для проведения корректирующих и
предупреждающих действий.
6. Планирование
6.1 Действия в отношении рисков и возможностей
Высшее руководство несет ответственность за внедрение риск-ориентированного мышления в культуру организации.
Ответственность включает в себя:
- разработку политики и целевых показателей системы управления рисками;
- предоставление достаточных ресурсов для осуществления мероприятий по управлению рисками и возможностями;
- распределение обязанностей и полномочий для мероприятий по управлению рисками и возможностями;
- анализ информации и результатов аудитов, а также мероприятий по управлению рисками и возможностями.
Процесс управления рисками и возможностями включает оценку внутренних и внешних факторов, указанных в разделе 4.1, и оценку потребностей и ожиданий заинтересованных
сторон, указанных в разделе 4.2.
Управление рисками и возможностями осуществляется на всех уровнях управления организацией. Для каждого уровня управления организация определила вид рисков и
возможностей, которые могут влиять на деятельность организации.
Система управления рисками интегрирована в систему качества организации. На каждом уровне управления применяются свои методы управления рисками и возможностями.
Виды рисков и возможностей и методы управления ими для каждого уровня управления представлены в таблице.
Уровень управления
Виды рисков и возможностей
Метод управления
Риски и возможности, связанные с бюджетом и доходностью
Проведение анализа СМК со стороны руководства, разработка плана предупреждающих действий.
Риски и возможности, связанные с производительностью и результативностью
Мониторинг достижения целей в области качества, стратегические совещания высшего руководства.
Риски и возможности, связанные с ресурсами и достижением целевых показателей деятельности
Мониторинг выполнения планов подразделений, оперативные совещания в подразделениях.
Риски, связанные с выполнением операций процессов и качеством результатов деятельности
Мониторинг процессов, контроль продуктов.
6.2 Цели в области качества и планирование их достижения
В организации принято, что разработка и постановка целей в области качества является составной частью процесса стратегического планирования деятельности.
Основанием для разработки целей в области качества являются:
- концепция развития;
- общая политика организации;
- политика в области качества.
Цели в области качества устанавливаются для следующих уровней управления:
- цели корпоративного уровня – устанавливаются цели для организации в целом;
- цели в области качества по продуктам – устанавливаются цели по отдельным продуктам организации. Цели по продуктам отражают выполнение требований и ожиданий потребителей.
- цели в области качества по процессам – устанавливаются цели по отдельным процессам. Цели по процессам отражают выполнение целей корпоративного уровня.
- цели в области качества по подразделениям – устанавливаются для организационных единиц. Цели в области качества по подразделениям устанавливаются на основе
целей по процессам и целей по продуктам с учетом возможностей каждого из подразделений.
Цели корпоративного уровня разрабатывают представители высшего руководства и утверждаются генеральным директором.
Цели в области качества по продуктам, цели в области качества по процессам, и цели в области качества по подразделениям разрабатываются руководители подразделений и
владельцы процессов. Утверждение целей осуществляется генеральным директором.
Цели в области качества по подразделениям доводятся до руководителя каждого из подразделений. Мониторинг и контроль достижения целей в области качества по подразделениям
осуществляет представитель высшего руководства по соответствующему направлению деятельности.
Контроль достижения целей в области качества корпоративного уровня осуществляет генеральный директор.
Контроль достижения целей в области качества по продуктам и целей в области качества по процессам осуществляет владелец процесса и руководитель подразделения (каждый по
своему направлению).
6.3 Планирование изменений
Если в системе менеджмента качества предполагаются изменения, то результаты изменений сохраняются в виде документированной информации (в документированной
процедуре, карте процесса, типовой форме или иной форме записи).
Состав необходимых изменений может документироваться в планах работ (план корректирующих действий, план предупреждающих действий, план работы подразделения и т.п.)
или протоколах (протокол оперативного совещания, протокол анализа СМК со стороны руководства и т.п.).
Управленческий анализ и процессы внутреннего аудита обеспечивают поддержание целостности СМК при планировании значительных изменений, которые могут повлиять на
ключевые процессы.
Когда планируются изменения в системе менеджмента качества, высшее руководство следит за тем, чтобы весь персонал был осведомлен о любых изменениях, влияющих на их
процесс, и чтобы проводился последующий мониторинг для обеспечения эффективного внедрения изменений в СМК.
Руководство по качеству. Пример
Данный пример руководства по качеству разработан на основании требований стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2015 (ISO 9001:2015). Он содержит описание реализации всех
требований данного стандарта, включая требования по риск-ориентированному мышлению. Структура руководства по качеству повторяет структуру стандарта
ГОСТ Р ИСО 9001:2015 (ISO 9001:2015). Пример руководства по качеству представляет, каким образом организация выполняет эти требования.
Руководство по качеству подходит для применения организациями различных видов деятельности и с различной численностью персонала.
Документ включает в себя 31 страницу.
Формат документа - pdf.
<<Руководство по качеству. Часть 1 ________
Руководство по качеству. Часть 3 >>