Руководство по качеству Пример. Часть 2

5 Лидерство

Руководство организации понимает свою ответственность за разработку, внедрение и поддержание в рабочем состоянии системы менеджмента качества. Высшее руководство обеспечивает управление всеми видами деятельности, связанными с процессами жизненного цикла, включая определение стратегического развития организации, ответственности, полномочий и коммуникации для обеспечения безопасной и эффективной работы.

5.1 Лидерство и приверженность

Высшее руководство стремится внедрять и развивать систему менеджмента качества, и эта приверженность определяется политикой и целями организации в области качества. Руководство доводит политику в области качества, стратегию, цели, процедуры и процессы до сведения всех сотрудников.

5.1.1 Общие положения

Высшее руководство организации приняло на себя обязательства по разработке и внедрению системы менеджмента качества, а также по постоянному повышению ее результативности.

Реализация обязательств осуществляется за счет внедрения основных принципов менеджмента качества в практику работы организации. Методы реализации принятых обязательств высшего руководства представлены в таблице.

Принцип менеджмента качества

Ответственный за реализацию

Метод реализации в СМК

Ориентация на потребителя

<указать название должности>

Определение приоритетных направлений развития организации, разработка политики и целей в области качества.

Лидерство

<указать название должности>

Разработка основных принципов работы организации, контроль и анализ исполнения принципов всеми сотрудника организации.

Взаимодействие людей

<указать название должности>

Обучение всех сотрудников менеджменту качества, регулярные тренинги и повышение квалификации персонала.

Процессный подход

<указать название должности>

Стандартизация процессов жизненного цикла организации. Оценка возможных рисковых ситуаций и реагирование на них.

Улучшение

<указать название должности>

Создание взаимосвязанных циклов улучшений, выполнение плана корректирующих и предупреждающих действий.

Принятие решений, основанных на фактах

<указать название должности>

Анализ исполнения планов организации (концепции развития, планов производства, планов развития СМК).

Менеджмент взаимоотношений

<указать название должности>

Выполнение программ развития партнеров, обучение и аттестация специалистов компаний-партнеров.

Для внедрения системы менеджмента качества и реализации принципов работы организации, установленных в концепции развития, высшее руководство регулярно определяет состав требуемых ресурсов и обеспечивает привлечение этих ресурсов. Ресурсное обеспечение всех работ организации планируется в рамках соответствующих бюджетов.

5.1.2 Ориентация на потребителей

Высшее руководство стремится выявлять текущие и будущие потребности потребителей, соответствовать их требованиям и превосходить их ожидания. Высшее руководство предпринимает необходимые действия для повышения удовлетворенности потребителей.

С этой целью руководство организации установило следующие методы определения и обеспечения требований потребителей:

  • определение приоритетных направлений развития организации на основе регулярного анализа потребностей рынка, анализа конкурентных предложений и прогнозного спроса на продукты организации (устанавливаются в концепции развития). Ответственным за подготовку исходных данных является <указать название должности>;
  • определение ключевых характеристик качества деятельности (устанавливаются в документированных процедурах системы качества). Сотрудники, ответственные за соблюдение ключевых характеристик качества, указаны в документированных процедурах;
  • проведение переговоров с потребителями и потенциальными потребителями (результаты документируются в коммерческих предложениях, протоколах о намерениях и тексте договоров). Ответственными за организацию и проведение переговоров по своей сфере ответственности являются <указать название должности>;
  • проведение регулярных анализов со стороны руководства (результаты документируются в проколах анализа СМК). Ответственными за проведение анализа являются <указать название должности>;
  • подбор и назначение на работы квалифицированного персонала (результаты документируются в приказах по личному составу). Ответственным за определение кадрового состава является < указать название должности >, за подбор персонала – <указать название должности>, за назначение на должность - <указать название должности>;
  • планирование и выделение необходимых ресурсов (результаты документируются в соответствующих планах работ). Ответственным за планирование ресурсов и привлечение ресурсов на уровне всей организации является <указать название должности>, ответственным за выделение ресурсов на уровне подразделений является <указать название должности>.

Указанные методы определения и обеспечения требований потребителей позволяют руководству прогнозировать риски и возможности, которые могут повлиять на соответствие продуктов и достижение целевых показателей деятельности организации.

5.2 Политика в области качества

Политика в области качества является согласованной частью общей политики организации. В политике в области качества сформулированы основные приоритеты работы организации в области качества.

5.2.1 Разработка политики в области качества

Высшее руководство организации отвечает за разработку и документирование политики в области качества.

Проект политики в области качества разрабатывается представителем высшего руководства по качеству и согласовывается <указать название должности>. Утверждение политики в области качества осуществляет <указать название должности>.

Политика в области качества ежегодно пересматривается. Пересмотр осуществляется на основании результатов анализа СМК со стороны руководства. Кроме того, пересмотр политики в области качества может осуществляться на основании:

  • меняющихся потребностей и ожиданий соответствующих заинтересованных сторон (см. раздел 4.2);
  • рисков и возможностей (см. раздел 6).

5.2.2 Доведение политики в области качества

Доведение положений политики в области качества до сотрудников осуществляется на общем собрании коллектива организации. Общее собрание коллектива проводится ежегодно в последнюю рабочую неделю года.

Текст политики в области качества размещается в корпоративной сети. Доступ на чтение к тексту политики в области качества имеет каждый сотрудник организации.

Для информирования всех заинтересованных сторон политика в области качества размещается на Интернет – сайте организации. Ответственным за размещение текста политики в области качества на Интернет - сайте является <указать название должности>.

5.3 Функции, ответственность и полномочия

Ответственность и полномочия персонала определены в следующих документах:

  • концепция развития;
  • цели в области качества;
  • организационная структура;
  • руководство по качеству и документированные процедуры;
  • карты процессов;
  • рабочие инструкции;
  • организационно-распорядительные документы (приказы, распоряжения, поручения руководства).

Ознакомление сотрудников по вопросам ответственности и полномочий осуществляется следующим образом:

  • концепция развития доступна для ознакомления и исполнения ее положений только высшему руководству организации. Каждый представитель высшего руководства расписывается в листе согласования концепции. Подпись в листе согласования означает принятие на себя обязательств по исполнению положений концепции развития, закрепленных за соответствующим представителем высшего руководства.
  • цели в области качества корпоративного уровня доступны для ознакомления и исполнения высшему руководству организации.
  • цели в области качества по подразделениям доводятся до каждого руководителя подразделения на совещании у руководства. Кроме того, цели в области качества по подразделениям размещаются в информационной корпоративной сети организации. Для каждого руководителя подразделения установлены права доступа для ознакомления с целями в области качества по своему подразделению.
  • организационная структура размещается в информационной сети организации и является доступной для чтения каждому сотруднику.
  • руководство по качеству, документированные процедуры, карты процессов, рабочие инструкции размещаются в информационной сети организации и являются доступными для чтения каждому сотруднику. Ознакомление сотрудников с этими документами осуществляется в соответствии с п.п. 7.4 данного руководства.
  • ознакомление сотрудников с приказами, распоряжениями и поручениями руководства осуществляется рассылкой по электронной почте. Сотрудники, которые упомянуты в этих документах в качестве исполнителей, проставляют свою подпись в бумажной версии приказа.

Для реализации функций системы менеджмента качества в < Организации > введены следующие роли:

  • представитель высшего руководства по качеству;
  • владелец процесса;
  • внутренний аудитор СМК.

Представитель высшего руководства по качеству, независимо от своих должностных обязанностей, несет ответственность за:

  • обеспечение разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества;
  • проведение анализа работы СМК;
  • обеспечение высшего руководства информацией по работе СМК;
  • распределение и координацию задач по работе и улучшению СМК;
  • привлечение необходимых ресурсов для работы СМК;
  • создание и обеспечение функционирования процедур внутреннего обмена информацией по вопросам результативности СМК;
  • обеспечение понимания требований потребителей и их выполнение.

Владелец процесса, независимо от своих должностных обязанностей, несет ответственность за:

  • контроль исполнения процесса в соответствии с картой процесса;
  • отслеживание изменений в порядке выполнения процесса и осуществление необходимых изменений в документации процесса;
  • обеспечение достижения целей процесса;
  • информирование высшего руководства о несоответствиях процесса (при их возникновении).

Внутренний аудитор СМК, независимо от своих должностных обязанностей, несет ответственность за:

  • планирование и подготовку внутреннего аудита;
  • проведение аудитных бесед;
  • подготовку необходимой документации для проведения аудита и предоставления результатов аудита;
  • информирование высшего руководства о всех несоответствиях, выявленных в ходе аудита.

Руководители всех уровней управления несут ответственность за выполнение планов работы и внедрение политик, процессов и систем, описанных в данном руководстве. Все руководители несут ответственность за планирование и контроль процессов системы управления в пределах своей зоны ответственности, включая установление и внедрение целей операционного уровня и предоставление ресурсов, необходимых для внедрения и совершенствования этих процессов.

Все сотрудники несут ответственность за качество своей работы и внедрение политик и процедур, применимых к процессам, которые они выполняют. Сотрудники наделены полномочиями выявлять любые известные или потенциальные проблемы и сообщать о них, а также рекомендовать соответствующие решения для проведения корректирующих и предупреждающих действий.

6. Планирование

6.1 Действия в отношении рисков и возможностей

Высшее руководство несет ответственность за внедрение риск-ориентированного мышления в культуру организации.

Ответственность включает в себя:

  • разработку политики и целевых показателей системы управления рисками;
  • предоставление достаточных ресурсов для осуществления мероприятий по управлению рисками и возможностями;
  • распределение обязанностей и полномочий для мероприятий по управлению рисками и возможностями;
  • анализ информации и результатов аудитов, а также мероприятий по управлению рисками и возможностями.

Процесс управления рисками и возможностями включает оценку внутренних и внешних факторов, указанных в разделе 4.1, и оценку потребностей и ожиданий заинтересованных сторон, указанных в разделе 4.2.

Управление рисками и возможностями осуществляется на всех уровнях управления организацией. Для каждого уровня управления организация определила вид рисков и возможностей, которые могут влиять на деятельность организации.

Система управления рисками интегрирована в систему качества организации. На каждом уровне управления применяются свои методы управления рисками и возможностями.

Виды рисков и возможностей и методы управления ими для каждого уровня управления представлены в таблице.

Уровень управления

Виды рисков и возможностей

Метод управления

Стратегический уровень

Риски и возможности, связанные с бюджетом и доходностью

Проведение анализа СМК со стороны руководства, разработка плана предупреждающих действий.

Тактический уровень

Риски и возможности, связанные с производительностью и результативностью

Мониторинг достижения целей в области качества, стратегические совещания высшего руководства.

Уровень подразделений

Риски и возможности, связанные с ресурсами и достижением целевых показателей деятельности

Мониторинг выполнения планов подразделений, оперативные совещания в подразделениях.

Уровень процессов

Риски, связанные с выполнением операций процессов и качеством результатов деятельности

Мониторинг процессов, контроль продуктов.

6.2 Цели в области качества и планирование их достижения

В организации принято, что разработка и постановка целей в области качества является составной частью процесса стратегического планирования деятельности.

Основанием для разработки целей в области качества являются:

  • концепция развития;
  • общая политика организации;
  • политика в области качества.

Цели в области качества устанавливаются для следующих уровней управления:

  • цели корпоративного уровня – устанавливаются цели для организации в целом;
  • цели в области качества по продуктам – устанавливаются цели по отдельным продуктам организации. Цели по продуктам отражают выполнение требований и ожиданий потребителей.
  • цели в области качества по процессам – устанавливаются цели по отдельным процессам. Цели по процессам отражают выполнение целей корпоративного уровня.
  • цели в области качества по подразделениям – устанавливаются для организационных единиц. Цели в области качества по подразделениям устанавливаются на основе целей по процессам и целей по продуктам с учетом возможностей каждого из подразделений.

Цели корпоративного уровня разрабатывают представители высшего руководства и утверждаются генеральным директором.

Цели в области качества по продуктам, цели в области качества по процессам, и цели в области качества по подразделениям разрабатываются руководители подразделений и владельцы процессов. Утверждение целей осуществляется генеральным директором.

Цели в области качества по подразделениям доводятся до руководителя каждого из подразделений. Мониторинг и контроль достижения целей в области качества по подразделениям осуществляет представитель высшего руководства по соответствующему направлению деятельности.

Контроль достижения целей в области качества корпоративного уровня осуществляет генеральный директор.

Контроль достижения целей в области качества по продуктам и целей в области качества по процессам осуществляет владелец процесса и руководитель подразделения (каждый по своему направлению).

6.3 Планирование изменений

Если в системе менеджмента качества предполагаются изменения, то результаты изменений сохраняются в виде документированной информации (в документированной процедуре, карте процесса, типовой форме или иной форме записи).

Состав необходимых изменений может документироваться в планах работ (план корректирующих действий, план предупреждающих действий, план работы подразделения и т.п.) или протоколах (протокол оперативного совещания, протокол анализа СМК со стороны руководства и т.п.).

Управленческий анализ и процессы внутреннего аудита обеспечивают поддержание целостности СМК при планировании значительных изменений, которые могут повлиять на ключевые процессы.

Когда планируются изменения в системе менеджмента качества, высшее руководство следит за тем, чтобы весь персонал был осведомлен о любых изменениях, влияющих на их процесс, и чтобы проводился последующий мониторинг для обеспечения эффективного внедрения изменений в СМК.

Руководство по качеству. Пример

Данный пример руководства по качеству разработан на основании требований стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2015 (ISO 9001:2015). Он содержит описание реализации всех требований данного стандарта, включая требования по риск-ориентированному мышлению. Структура руководства по качеству повторяет структуру стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2015 (ISO 9001:2015). Пример руководства по качеству представляет, каким образом организация выполняет эти требования.

Руководство по качеству подходит для применения организациями различных видов деятельности и с различной численностью персонала.

Документ включает в себя 31 страницу.

Формат документа - pdf.

<<Руководство по качеству. Часть 1 ________ Руководство по качеству. Часть 3 >>