- планирование развития СМК. Обеспечивается за счет разработки целей в области качества и разработки плана развития СМК. Цели в области качества задают обобщенные
требования к работе организации и плановые показатели качества процессов и продуктов.
- планирование порядка и правил исполнения процессов жизненного цикла. Обеспечивается за счет разработанных документированных процедур и карт процессов СМК.
Документированные процедуры и карты процессов содержат целевые показатели качества исполнения процессов.
- планирование производства продуктов. Обеспечивается за счет разработки планов производства в соответствии с документированными процедурами и картами процессов СМК.
Результаты деятельности по планированию включают документированные планы, графики использования ресурсов, процессы, требования и процедуры.
8.2 Требования к продукции и услугам
8.2.1 Связь с потребителями
Взаимодействие с потребителями осуществляется по следующим основным вопросам:
- предоставление информации об организации и ее продуктах;
- предоставление информации о выполнении заказов;
- информирование о состоянии договоров с потребителем и возможных изменениях в них;
- получение обратной связи от потребителей о несоответствиях в продуктах;
- получение предложений по улучшению продуктов.
Для предоставления информации об организации и ее продуктов разработан и поддерживается в актуальном состоянии Интернет-сайт. Ответственным за определение состава
информации, размещаемой на сайте, и ее актуальность является <указать название должности>. Ответственным за размещение информации
на сайте является <указать название должности>.
Информация об организации и ее продуктах также размещается в специализированных изданиях. <Организация> принимает участие в специализированных
выставках и конференциях, проводит собственные открытые выставки и конференции. Ответственность за организацию указанных мероприятий возложена на <указать название должности>.
Ответственность за подготовку информационных материалов возложена на <указать название должности>.
Для предоставления информации о выполнении заказов предусматривается проведение оперативных (производственных) совещаний. Порядок проведения совещаний и
ответственность определены в ДП – ХХ «Управление производством продукции» и ДП – ХХ «Контроль производства продукции».
Получение обратной связи от потребителей осуществляется за счет форм обратной связи (размещается на сайте). При возникновении жалоб или претензий к работе организации
или ее сотрудников потребители могут направить жалобы по электронной почте, по факсу или письменно на имя генерального директора организации.
По каждому несоответствию проводится анализ его причины и возможных последствий. Результаты анализа сообщаются потребителю. Порядок проведения анализа и
распределение ответственности за его проведение определены в ДП - ХХ «Анализ удовлетворенности потребителей».
Информирование о состоянии договоров с потребителями и возможных изменениях осуществляется по запросу. Порядок информирования установлен в
ДП – ХХ «Взаимодействие с потребителями».
Для получения предложений по улучшению деятельности организации на Интернет-сайте открыт и поддерживается в актуальном состоянии форум и страница обратной связи.
В обязанности <указать название должности> входит еженедельная проверка и анализ информации на форуме и предложений на Интернет-странице обратной связи.
8.2.2 Определение требований, относящихся к продукции и услугам.
<Организация> определяет требования потребителей, чтобы гарантировать удовлетворение потребностей и ожиданий потребителей или
соответствующих заинтересованных сторон. <Организация> гарантирует, что требования потребителей четко сформулированы, учтены и понятны до
принятия заказа. Требования потребителей включают следующее:
- предыдущие требования потребителей;
- законодательные и нормативно-технические требования, относящиеся к продукту;
- другие требования, не указанные потребителем;
- дополнительные требования, определенные организацией.
Идентификация требований потребителей осуществляется в соответствии с порядком, установленным в ДП – ХХ «Взаимодействие с потребителями».
Требования потребителей по каждому конкретному заказу устанавливаются в ходе проведения предварительных переговоров и документируются в проекте договора.
Дополнительные требования к продуктам организации, в том числе требования не определенные потребителем, но необходимые для производства продуктов, а также
законодательные и обязательные требования устанавливаются в проекте договоров с потребителем. Ответственным за определение требований является <указать название должности>.
8.2.3 Анализ требований к продукции и услугам
Перед принятием обязательств по поставке продукта потребителю осуществляется проверка, чтобы убедиться в следующем:
- требования к продукту определены;
- любые неточности и противоречия в требованиях к контракту или заказу устранены;
- организация способна удовлетворить требования потребителя.
Записи о результатах анализа требований к продуктам и любых необходимых действиях документируются в процессе проверки договора (контракта). Анализ требований и
документирование результатов анализа осуществляется в соответствии с ДП – ХХ «Взаимодействие с потребителями».
8.2.4 Изменение требований к продукции и услугам
<Организация> гарантирует, что вся соответствующая документированная информация, относящаяся к изменениям требований к продукту,
проверена и при необходимости дополнена, а также что весь соответствующий персонал осведомлен о документированных изменениях требований.
Изменение требований осуществляется с использованием тех же процедур, которые применяются к обработке первоначальных требований. Изменения в требованиях доводятся
до сведения всех подразделений организации, на которые может повлиять такое изменение. Изменения доводятся посредством уведомления по электронной почте.
8.3 Проектирование и разработка продукции и услуг
8.3.1 Общие положения
<Организация> разработала, внедрила и поддерживает в рабочем состоянии процесс проектирования и разработки, который необходим для
обеспечения последующего предоставления продукта. Порядок управления проектированием и разработкой представлен в ДП – ХХ «Управление проектированием и разработкой».
8.3.2 Планирование проектирования и разработки
Для каждого вида продукта разрабатывается план проектирования. План проектирования содержит необходимые этапы проектирования, действия по анализу, верификации и
валидации каждого из этапов по проектированию, ответственных лиц и необходимые ресурсы. Выполнение работ поручается квалифицированному персоналу, располагающему
достаточными ресурсами. Планы обновляются по мере необходимости. Планирование осуществляется в соответствии с ДП – ХХ «Управление проектированием и разработкой».
8.3.3 Входные данные для проектирования и разработки
<Организация> определяет исходные данные для проектирования и разработки и любые применимые законодательные нормативно-технические требования. Требования
документируются в техническом задании на продукт.
Если продукт разрабатывается в рамках договора с потребителем, то согласование требований технического задания осуществляется путем проведения переговоров с потребителем.
Если продукт разрабатывается по инициативе организации, то требования проходят согласование с <указать название должности>.
Неоднозначные, противоречивые, изменяющиеся и неясные/неполные требования разъясняются путем анализа на различных этапах процесса проектирования.
Если применимо, то в составе исходных данных учитываются данные, полученные из предыдущих аналогичных проектов и других требований, необходимых для проектирования
и разработки.
Исходные данные проверяются на предмет адекватности, отсутствия двусмысленности и непротиворечивости друг другу. Записи документируются в соответствии с
ДП – ХХ «Управление проектированием и разработкой».
8.3.4 Средства управления проектированием и разработкой
<Организация> проводит систематический анализ проектирования и разработки на подходящих этапах в соответствии планом проектирования и разработки.
Анализ предусматривает:
- оценку соответствия результатов проектирования и разработки исходным требованиям;
- выявление проблем и разработку рекомендаций по снижению (устранению) влияния проблем (рисков) на результаты проектирования.
В обзорах принимают участие представители тех подразделений, которые имеют отношение к рассматриваемому этапу проектирования и разработки.
Документирование результатов анализа и любых необходимых действий осуществляется в соответствии с ДП – ХХ «Управление проектированием и разработкой» и
ДП – ХХ «Управление записями по качеству».
На соответствующих этапах проектирования проводится верификация проекта в соответствии с планом проектирования и разработки. Записи результатов верификации и любых
необходимых действий осуществляются в соответствии с ДП – ХХ «Управление проектированием и разработкой» и ДП – ХХ «Управление записями по качеству».
Валидация результатов проектирования выполняется в соответствии с планом проектирования и разработки. Если практически возможно, то валидация завершается до начала
производства продукта. Результаты валидации и любые необходимые действия документируются в соответствии с ДП – ХХ «Управление проектированием и разработкой» и
ДП – ХХ «Управление записями по качеству».
8.3.5 Выходные данные проектирования и разработки
Выходные данные проектирования и разработки документируются в виде проектных материалов. Проектные материалы включают в себя:
- чертежи;
- пояснительную записку;
- ведомость покупных изделий и комплектующих;
- технологические карты изготовления продукта;
- карты контроля.
Перед выпуском, проект проходит обязательное согласование и утверждение.
Чертежи, пояснительную записку, ведомость покупных изделий и комплектующих согласуют <указать название должностей>.
Утверждение этих документов осуществляет <указать название должности>.
Технологические карты изготовления продукта и карты контроля согласуют <указать название должностей>. Утверждение этих документов
осуществляет <указать название должности>.
8.3.6 Изменения проектирования и разработки
Все изменения в проекте, инициированные организацией или потребителем, рассматриваются и утверждаются перед внесением в проект. Изменения, влияющие на
функциональные, технические или потребительские характеристики продукта проходят валидацию и согласование. Управление изменениями проекта осуществляется в соответствии
с ДП – ХХ «Управление проектированием и разработкой».
Руководство по качеству. Пример
Данный пример руководства по качеству разработан на основании требований стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2015 (ISO 9001:2015). Он содержит описание реализации всех
требований данного стандарта, включая требования по риск-ориентированному мышлению. Структура руководства по качеству повторяет структуру стандарта
ГОСТ Р ИСО 9001:2015 (ISO 9001:2015). Пример руководства по качеству представляет, каким образом организация выполняет эти требования.
Руководство по качеству подходит для применения организациями различных видов деятельности и с различной численностью персонала.
Документ включает в себя 31 страницу.
Формат документа - pdf.
<<Руководство по качеству. Часть 3
_______
Руководство по качеству. Часть 5 >>