Руководство по качеству Пример. Часть 3

7. Средства обеспечения

7.1 Ресурсы

Потребности в ресурсах для внедрения, управления, контроля и постоянного совершенствования системы менеджмента качества, а также мероприятия, необходимые для повышения удовлетворенности потребителей, определены в документированных процедурах, рабочих инструкциях и последующих разделах настоящего руководства по качеству.

7.1.1 Общие положения

Для работы системы качества, повышения ее результативности и выполнения требований потребителей руководство организации обеспечивает привлечение следующих видов ресурсов:

  • человеческие ресурсы;
  • производственное оборудование, инструмент, оснастка;
  • средства измерений;
  • финансовые ресурсы;
  • материально-технические ресурсы (средства связи и коммуникаций, рабочие помещения, инженерно-технические системы);
  • информационные ресурсы;
  • <добавить другие виды ресурсов при необходимости>

Планирование состава ресурсов, их объемов и качества определяется исходя из целей привлечения ресурсов.

В организации принято разделять две цели привлечения ресурсов:

  • привлечение ресурсов на обеспечение производственной деятельности;
  • привлечение ресурсов на обеспечение административно-хозяйственной деятельности.

Ответственность за определение состава ресурсов, их объемов и качества (по вопросам производственной деятельности) возложена на <указать название должности>.

Ответственность за определение состава ресурсов, их объемов и качества (по вопросам административно-хозяйственной деятельности) возложена на <указать название должности>.

Ответственным за обеспечение организации всеми указанными видами ресурсов является генеральный директор.

Ресурсы, необходимые для обеспечения производственной деятельности, указываются в концепции развития, бизнес-планах, производственных планах, плане корректирующих действий, плане предупреждающих действий и соответствующих бюджетах.

Ресурсы, необходимые для административно-хозяйственной деятельности, указываются в бюджетах подразделений, а также в административно- хозяйственных договорах.

7.1.2 Человеческие ресурсы

<Организация> определила необходимый состав и квалификацию специалистов (должностных лиц), привлекаемых для внедрения системы качества, поддержания ее работоспособности, а также для функционирования и управления всеми процессами организации и системы качества.

Требования к образованию, навыкам и опыту сотрудников установлены в должностных инструкциях.

7.1.3 Инфраструктура

<Организация> определила необходимый состав инфраструктуры для обеспечения соответствия продукции и процессов. Инфраструктура, необходимая для выполнения производственной деятельности, включает в себя:

  • здания;
  • рабочее пространство и связанные с ним инженерные коммуникации;
  • технологическое оборудование (аппаратное и программное обеспечение);
  • вспомогательные системы и оборудование.

Ответственным за обслуживание зданий и поддержание необходимых условий эксплуатации зданий является <указать название должности>.

Ответственным за содержание и эксплуатацию рабочего пространства и связанных с ним инженерных коммуникаций является <указать название должности>.

Ответственным за поддержание в рабочем состоянии технологического оборудования является <указать название должности>.

Ответственным за поддержание в рабочем состоянии вспомогательных систем и оборудования является <указать название должности>.

Необходимость в расширении состава средств инфраструктуры, а также их обновлении определяется <указать название должности> на основании предложений руководителей подразделений. Ежегодно, для обновления инфраструктуры формируется бюджет.

Для управления информационными ресурсами в организации создана и поддерживается в рабочем состоянии корпоративная информационная сеть. Работоспособность сети и ее отказоустойчивость обеспечивается комплексом технических средств. Ответственным за поддержание сети в работоспособном состоянии является <указать название должности>.

Доступ сотрудников к информационным ресурсам организации обеспечивается через распределенную базу данных. Информация с основных серверов базы данных сохраняется в RAID массивах. Еженедельно производится резервное копирование данных со всех серверов организации на выделенный сервер. Ответственным за соблюдением установленных правил сохранения информации является <указать название должности>.

Доступ сотрудников к информационной базе данных осуществляется с учетом назначенных прав доступа.

7.1.4 Среда для функционирования процессов

В <Организации> производственной средой, необходимой для осуществления производственной деятельности, является наличие производственных и офисных помещений.

Производственные помещения должны соответствовать требованиям <указать названия нормативных документов>.

Офисные помещения должны соответствовать требованиям <указать названия нормативных документов>.

Для контроля и поддержания комфортной среды в производственных и офисных помещениях применяется централизованная система кондиционирования воздуха и централизованная система отопления. Обслуживание данных систем осуществляется специализированными организациями на основании договоров. Ответственным за заключение договоров и их актуализацию является <указать название должности>.

Для контроля состояния рабочих мест в организации ежегодно проводится аттестация рабочих мест. Аттестация рабочих мест проводится специализированной организацией на основании договора. Отчет по результатам аттестации рабочих мест представляется <указать название должности> в ходе ежегодного анализа СМК со стороны руководства.

7.1.5 Ресурсы для мониторинга и измерений

Требования и состав ресурсов для проведения мониторинга и измерений определяются в соответствии с проектной документацией, технологическими картами и картами контроля продуктов и процессов.

Порядок управления ресурсами для измерений и мониторинга установлен в документированной процедуре ДП – ХХ «Управление средствами измерений на производстве».

Все средства измерения, необходимые для подтверждения соответствия продуктов и/или процессов установленным требованиям, проходят регулярную поверку в соответствии с графиком поверки. Результаты поверки документируются в свидетельстве о поверке.

При необходимости, средства измерения проходят калибровку.

Порядок поверки и калибровки средств измерения установлен в ДП – ХХ «Управление средствами измерений на производстве».

Ответственным за управление ресурсами для мониторинга и измерений является <указать название должности>.

7.1.6 Знания организации

Чтобы гарантировать сохранение и передачу знаний <Организации> они фиксируются в документированной информации и внедряются в документы, сопровождающие процессы.

Состав необходимых знаний организации включает в себя:

  • документированную информацию о процессах и продуктах;
  • спецификации, проектная документация, документация по закупкам и т.п.
  • рабочие инструкции, карты процессов (технологические, карты контроля и т.п.);
  • опыт квалифицированных сотрудников;
  • информация о технологиях и инфраструктуре, имеющих отношение к процессам жизненного цикла организации (производственные, обеспечивающие и управленческие процессы).

Источниками внутренних знаний организации являются:

  • интеллектуальная собственность организации;
  • опыт сотрудников;
  • несоответствия, замечания, рекламации;
  • результаты улучшений процессов и продуктов.

Источниками внешних знаний являются:

  • нормативные документы и стандарты;
  • аналитические отчеты и исследования в области деятельности организации;
  • вебинары и конференции;
  • информация от потребителей и других внешних заинтересованных сторон.

7.2 Компетентность

Необходимый уровень компетентности определяется на основании документированной информации по продуктам и процессам организации. Требования к компетентности персонала документируются в должностных инструкциях.

Существующий уровень компетентности персонала определяется на основании оценок компетенций, которые проводятся ежегодно.

Порядок проведения оценок компетенций установлен в документированной процедуре ДП – ХХ «Управление персоналом».

С целью поддержания необходимого уровня компетентности в организации осуществляется обучение персонала. Обучение проводится на плановой (в соответствии с планом подготовки персонала) и внеплановой (по потребности) основе.

Обучение может проводиться внутри организации или во внешних организациях. Эффективность обучения оценивается и регистрируется в соответствии с ДП – ХХ «Управление персоналом».

7.3 Осведомленность

В организации предусмотрено проведение инструктажей сотрудников по следующим направлениям:

  • по технике безопасности;
  • по системе менеджмента качества;
  • по трудовому распорядку;
  • по порядку выполнения отдельных видов работ.

Все сотрудники проходят инструктажи при приеме на работу и в ходе работы (при возникновении надобности).

Информирование сотрудников о политике и целях в области качества, их вкладе в результативность СМК, последствиях от несоответствий в деятельности осуществляется:

  • на общих собраниях коллектива организации;
  • на совещаниях (оперативных, тактических, стратегических);
  • в ходе внутренних аудитов;
  • в ходе инструктажей;
  • в ходе обучения по системе менеджмента качества.

7.4 Обмен информацией

Для обеспечения внутреннего обмена информацией в <Организации> планируются и выполняются следующие процедуры:

  • общее собрание коллектива. Проводится ежегодно генеральным директором в последнюю рабочую неделю года. На собрании до сотрудников доводятся итоги работы организации за год, представляются результаты работы системы качества, сообщаются основные цели и планы работы на следующий год.
  • проведение анализа СМК со стороны руководства. Проводится один раз в год, перед общим собранием коллектива. На совещании по анализу СМК рассматриваются итоги работы СМК за год, разрабатывается план улучшений СМК.
  • оперативные совещания. Проводятся еженедельно. На совещаниях рассматриваются вопросы деятельности каждого подразделения, в том числе и оперативные вопросы по системе качества.
  • общая рассылка информации и извещений по электронной почте. Осуществляется для информирования сотрудников об изменениях в СМК (изменение документации, полномочий сотрудников, общих требований к выполнению работ и т.п.).
  • размещение информации в корпоративной сети. Осуществляется для управления знаниями организации.
  • издание организационно-распорядительных документов. Осуществляется для определения ответственности и полномочий, не регламентированных нормативными документами СМК.
  • непосредственные беседы руководителей с подчиненными сотрудниками. Осуществляются для разъяснения положений и порядка выполнения требований документации СМК и указаний высшего руководства.

Внешний обмен информацией осуществляется со всеми заинтересованными сторонами, установленными в разделе 4.2.

Средства внешней коммуникации, в зависимости от обстоятельств, включают:

  • публикации о деятельности организации и ее продуктах;
  • ежегодные отчеты о результатах работы организации;
  • переговоры с поставщиками и другими заинтересованными сторонами
  • публичные взаимодействия с потребителями (потенциальными потребителями) на выставках, конференциях, семинарах);
  • электронные средства связи (электронная почта, веб-портал).

Внешние сообщения регистрируются, если они передаются по электронной почте, письмом или через веб-портал. Информация сохраняется и контролируется в соответствии с требованиями к документированной информации.

7.5 Документированная информация

Документированная информация системы менеджмента качества включает в себя внутренние и внешние документы. Полный состав документированной информации (по типам) с их названиями и сроками хранения приведен в номенклатуре дел организации.

Управление документированной информацией осуществляется в соответствии с требованиями и порядком, определенным в следующих документах:

ДП – ХХ «Управление документацией СМК»;

ДП – ХХ «Управление записями по качеству»;

ДП – ХХ «Организация делопроизводства»;

ДП – ХХ «Управление внешней нормативно-технической документацией»;

ДП – ХХ «Кадровый учет».

Информирование сотрудников о выходе новых (актуализации существующих) документов внутренних или внешних документов осуществляется <указать название должности> за счет рассылки извещений по корпоративной почте. Размещение внутренней документации осуществляется на корпоративном сервере. После получения извещения по корпоративной почте сотрудники обязаны ознакомиться с документами, о которых они были оповещены. Контроль ознакомления сотрудников с документацией СМК возлагается на руководителей подразделений. Проверка ознакомления сотрудников с документами осуществляется в ходе внутренних аудитов.

<Указать название должности> ведет единый перечень документов СМК, в котором регистрируется статус пересмотра документов и рассылка бумажных копий документов СМК. Единый перечень документов СМК ведется в электронном виде.

Обеспечение подразделений нормативными документами внешнего происхождения осуществляется за счет применения информационно-правовой системы. Обновление и актуализация базы внешних нормативных документов осуществляется ежемесячно на основании договора. Ответственным за ежегодное продление договора и контроль получения обновлений базы нормативных документов является <указать название должности>.

Наличие нормативных документов внешнего и внутреннего происхождения в местах их применения обеспечивается доступом сотрудников к информационным системам по локальной корпоративной сети. В локальной сети для доступа сотрудников размещается только актуальная версия документа.

Организация применяет записи по качеству для подтверждения выполнения действий, предусмотренных планами работ, картами процессов, документированными процедурами и организационно-распорядительными документами, издаваемыми руководством. Управление записями по качеству осуществляется в соответствии с ДП – ХХ «Управление записями по качеству». Записи по качеству могут вестись на электронных носителях и на бумажных носителях.

Руководство по качеству. Пример

Данный пример руководства по качеству разработан на основании требований стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2015 (ISO 9001:2015). Он содержит описание реализации всех требований данного стандарта, включая требования по риск-ориентированному мышлению. Структура руководства по качеству повторяет структуру стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2015 (ISO 9001:2015). Пример руководства по качеству представляет, каким образом организация выполняет эти требования.

Руководство по качеству подходит для применения организациями различных видов деятельности и с различной численностью персонала.

Документ включает в себя 31 страницу.

Формат документа - pdf.

<<Руководство по качеству. Часть 2 ______ Руководство по качеству. Часть 4 >>