7.1.1 Общие положения
Для работы системы качества, повышения ее результативности и выполнения требований потребителей руководство организации обеспечивает привлечение следующих видов ресурсов:
- человеческие ресурсы;
- производственное оборудование, инструмент, оснастка;
- средства измерений;
- финансовые ресурсы;
- материально-технические ресурсы (средства связи и коммуникаций, рабочие помещения, инженерно-технические системы);
- информационные ресурсы;
- <добавить другие виды ресурсов при необходимости>
Планирование состава ресурсов, их объемов и качества определяется исходя из целей привлечения ресурсов.
В организации принято разделять две цели привлечения ресурсов:
- привлечение ресурсов на обеспечение производственной деятельности;
- привлечение ресурсов на обеспечение административно-хозяйственной деятельности.
Ответственность за определение состава ресурсов, их объемов и качества (по вопросам производственной деятельности) возложена на <указать название должности>.
Ответственность за определение состава ресурсов, их объемов и качества (по вопросам административно-хозяйственной деятельности) возложена на <указать название должности>.
Ответственным за обеспечение организации всеми указанными видами ресурсов является генеральный директор.
Ресурсы, необходимые для обеспечения производственной деятельности, указываются в концепции развития, бизнес-планах, производственных планах, плане корректирующих
действий, плане предупреждающих действий и соответствующих бюджетах.
Ресурсы, необходимые для административно-хозяйственной деятельности, указываются в бюджетах подразделений, а также в административно- хозяйственных договорах.
7.1.2 Человеческие ресурсы
<Организация> определила необходимый состав и квалификацию специалистов (должностных лиц), привлекаемых для внедрения системы качества, поддержания ее
работоспособности, а также для функционирования и управления всеми процессами организации и системы качества.
Требования к образованию, навыкам и опыту сотрудников установлены в должностных инструкциях.
7.1.3 Инфраструктура
<Организация> определила необходимый состав инфраструктуры для обеспечения соответствия продукции и процессов. Инфраструктура, необходимая для выполнения
производственной деятельности, включает в себя:
- здания;
- рабочее пространство и связанные с ним инженерные коммуникации;
- технологическое оборудование (аппаратное и программное обеспечение);
- вспомогательные системы и оборудование.
Ответственным за обслуживание зданий и поддержание необходимых условий эксплуатации зданий является <указать название должности>.
Ответственным за содержание и эксплуатацию рабочего пространства и связанных с ним инженерных коммуникаций является <указать название должности>.
Ответственным за поддержание в рабочем состоянии технологического оборудования является <указать название должности>.
Ответственным за поддержание в рабочем состоянии вспомогательных систем и оборудования является <указать название должности>.
Необходимость в расширении состава средств инфраструктуры, а также их обновлении определяется <указать название должности> на основании
предложений руководителей подразделений. Ежегодно, для обновления инфраструктуры формируется бюджет.
Для управления информационными ресурсами в организации создана и поддерживается в рабочем состоянии корпоративная информационная сеть. Работоспособность сети и ее
отказоустойчивость обеспечивается комплексом технических средств. Ответственным за поддержание сети в работоспособном состоянии является <указать название должности>.
Доступ сотрудников к информационным ресурсам организации обеспечивается через распределенную базу данных. Информация с основных серверов базы данных сохраняется
в RAID массивах. Еженедельно производится резервное копирование данных со всех серверов организации на выделенный сервер. Ответственным за соблюдением установленных
правил сохранения информации является <указать название должности>.
Доступ сотрудников к информационной базе данных осуществляется с учетом назначенных прав доступа.
7.1.4 Среда для функционирования процессов
В <Организации> производственной средой, необходимой для осуществления производственной деятельности, является наличие
производственных и офисных помещений.
Производственные помещения должны соответствовать требованиям <указать названия нормативных документов>.
Офисные помещения должны соответствовать требованиям <указать названия нормативных документов>.
Для контроля и поддержания комфортной среды в производственных и офисных помещениях применяется централизованная система кондиционирования воздуха и
централизованная система отопления. Обслуживание данных систем осуществляется специализированными организациями на основании договоров. Ответственным за заключение
договоров и их актуализацию является <указать название должности>.
Для контроля состояния рабочих мест в организации ежегодно проводится аттестация рабочих мест. Аттестация рабочих мест проводится специализированной организацией на
основании договора. Отчет по результатам аттестации рабочих мест представляется <указать название должности> в ходе ежегодного анализа СМК со стороны руководства.
7.1.5 Ресурсы для мониторинга и измерений
Требования и состав ресурсов для проведения мониторинга и измерений определяются в соответствии с проектной документацией, технологическими картами и картами контроля
продуктов и процессов.
Порядок управления ресурсами для измерений и мониторинга установлен в документированной процедуре ДП – ХХ «Управление средствами измерений на производстве».
Все средства измерения, необходимые для подтверждения соответствия продуктов и/или процессов установленным требованиям, проходят регулярную поверку в соответствии с
графиком поверки. Результаты поверки документируются в свидетельстве о поверке.
При необходимости, средства измерения проходят калибровку.
Порядок поверки и калибровки средств измерения установлен в ДП – ХХ «Управление средствами измерений на производстве».
Ответственным за управление ресурсами для мониторинга и измерений является <указать название должности>.
7.1.6 Знания организации
Чтобы гарантировать сохранение и передачу знаний <Организации> они фиксируются в документированной информации и внедряются в
документы, сопровождающие процессы.
Состав необходимых знаний организации включает в себя:
- документированную информацию о процессах и продуктах;
- спецификации, проектная документация, документация по закупкам и т.п.
- рабочие инструкции, карты процессов (технологические, карты контроля и т.п.);
- опыт квалифицированных сотрудников;
- информация о технологиях и инфраструктуре, имеющих отношение к процессам жизненного цикла организации (производственные, обеспечивающие и управленческие процессы).
Источниками внутренних знаний организации являются:
- интеллектуальная собственность организации;
- опыт сотрудников;
- несоответствия, замечания, рекламации;
- результаты улучшений процессов и продуктов.
Источниками внешних знаний являются:
- нормативные документы и стандарты;
- аналитические отчеты и исследования в области деятельности организации;
- вебинары и конференции;
- информация от потребителей и других внешних заинтересованных сторон.
7.2 Компетентность
Необходимый уровень компетентности определяется на основании документированной информации по продуктам и процессам организации. Требования к компетентности
персонала документируются в должностных инструкциях.
Существующий уровень компетентности персонала определяется на основании оценок компетенций, которые проводятся ежегодно.
Порядок проведения оценок компетенций установлен в документированной процедуре ДП – ХХ «Управление персоналом».
С целью поддержания необходимого уровня компетентности в организации осуществляется обучение персонала. Обучение проводится на плановой (в соответствии с планом
подготовки персонала) и внеплановой (по потребности) основе.
Обучение может проводиться внутри организации или во внешних организациях. Эффективность обучения оценивается и регистрируется в соответствии с ДП – ХХ «Управление персоналом».
7.3 Осведомленность
В организации предусмотрено проведение инструктажей сотрудников по следующим направлениям:
- по технике безопасности;
- по системе менеджмента качества;
- по трудовому распорядку;
- по порядку выполнения отдельных видов работ.
Все сотрудники проходят инструктажи при приеме на работу и в ходе работы (при возникновении надобности).
Информирование сотрудников о политике и целях в области качества, их вкладе в результативность СМК, последствиях от несоответствий в деятельности осуществляется:
- на общих собраниях коллектива организации;
- на совещаниях (оперативных, тактических, стратегических);
- в ходе внутренних аудитов;
- в ходе инструктажей;
- в ходе обучения по системе менеджмента качества.
7.4 Обмен информацией
Для обеспечения внутреннего обмена информацией в <Организации> планируются и выполняются следующие процедуры:
- общее собрание коллектива. Проводится ежегодно генеральным директором в последнюю рабочую неделю года. На собрании до сотрудников доводятся итоги работы
организации за год, представляются результаты работы системы качества, сообщаются основные цели и планы работы на следующий год.
- проведение анализа СМК со стороны руководства. Проводится один раз в год, перед общим собранием коллектива. На совещании по анализу СМК рассматриваются итоги
работы СМК за год, разрабатывается план улучшений СМК.
- оперативные совещания. Проводятся еженедельно. На совещаниях рассматриваются вопросы деятельности каждого подразделения, в том числе и оперативные вопросы по
системе качества.
- общая рассылка информации и извещений по электронной почте. Осуществляется для информирования сотрудников об изменениях в СМК (изменение документации, полномочий
сотрудников, общих требований к выполнению работ и т.п.).
- размещение информации в корпоративной сети. Осуществляется для управления знаниями организации.
- издание организационно-распорядительных документов. Осуществляется для определения ответственности и полномочий, не регламентированных нормативными документами СМК.
- непосредственные беседы руководителей с подчиненными сотрудниками. Осуществляются для разъяснения положений и порядка выполнения требований документации СМК и
указаний высшего руководства.
Внешний обмен информацией осуществляется со всеми заинтересованными сторонами, установленными в разделе 4.2.
Средства внешней коммуникации, в зависимости от обстоятельств, включают:
- публикации о деятельности организации и ее продуктах;
- ежегодные отчеты о результатах работы организации;
- переговоры с поставщиками и другими заинтересованными сторонами
- публичные взаимодействия с потребителями (потенциальными потребителями) на выставках, конференциях, семинарах);
- электронные средства связи (электронная почта, веб-портал).
Внешние сообщения регистрируются, если они передаются по электронной почте, письмом или через веб-портал. Информация сохраняется и контролируется в соответствии с
требованиями к документированной информации.
7.5 Документированная информация
Документированная информация системы менеджмента качества включает в себя внутренние и внешние документы. Полный состав документированной информации (по типам) с
их названиями и сроками хранения приведен в номенклатуре дел организации.
Управление документированной информацией осуществляется в соответствии с требованиями и порядком, определенным в следующих документах:
ДП – ХХ «Управление документацией СМК»;
ДП – ХХ «Управление записями по качеству»;
ДП – ХХ «Организация делопроизводства»;
ДП – ХХ «Управление внешней нормативно-технической документацией»;
ДП – ХХ «Кадровый учет».
Информирование сотрудников о выходе новых (актуализации существующих) документов внутренних или внешних документов осуществляется <указать название должности>
за счет рассылки извещений по корпоративной почте. Размещение внутренней документации осуществляется на корпоративном сервере. После получения извещения по
корпоративной почте сотрудники обязаны ознакомиться с документами, о которых они были оповещены. Контроль ознакомления сотрудников с документацией СМК возлагается на
руководителей подразделений. Проверка ознакомления сотрудников с документами осуществляется в ходе внутренних аудитов.
<Указать название должности> ведет единый перечень документов СМК, в котором регистрируется статус пересмотра документов и рассылка
бумажных копий документов СМК. Единый перечень документов СМК ведется в электронном виде.
Обеспечение подразделений нормативными документами внешнего происхождения осуществляется за счет применения информационно-правовой системы. Обновление и
актуализация базы внешних нормативных документов осуществляется ежемесячно на основании договора. Ответственным за ежегодное продление договора и контроль получения
обновлений базы нормативных документов является <указать название должности>.
Наличие нормативных документов внешнего и внутреннего происхождения в местах их применения обеспечивается доступом сотрудников к информационным системам по
локальной корпоративной сети. В локальной сети для доступа сотрудников размещается только актуальная версия документа.
Организация применяет записи по качеству для подтверждения выполнения действий, предусмотренных планами работ, картами процессов, документированными процедурами и
организационно-распорядительными документами, издаваемыми руководством. Управление записями по качеству осуществляется в соответствии
с ДП – ХХ «Управление записями по качеству». Записи по качеству могут вестись на электронных носителях и на бумажных носителях.
Руководство по качеству. Пример
Данный пример руководства по качеству разработан на основании требований стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2015 (ISO 9001:2015). Он содержит описание реализации всех
требований данного стандарта, включая требования по риск-ориентированному мышлению. Структура руководства по качеству повторяет структуру стандарта
ГОСТ Р ИСО 9001:2015 (ISO 9001:2015). Пример руководства по качеству представляет, каким образом организация выполняет эти требования.
Руководство по качеству подходит для применения организациями различных видов деятельности и с различной численностью персонала.
Документ включает в себя 31 страницу.
Формат документа - pdf.
<<Руководство по качеству. Часть 2
______ Руководство по качеству. Часть 4 >>