п.п. 14.1 Критериев аккредитации:
установление области применения системы менеджмента качества, которая должна распространяться на все места осуществления деятельности в области
аккредитации;
Пояснения:
Область применения системы менеджмента качества должна быть документально установлена в руководстве по качеству.
Область применения должна включать в себя:
- все виды деятельности, по которым орган по сертификации предполагает получить аккредитацию (например, сертификация продукции, услуг, систем
менеджмента и т.п.);
- все собственные подразделения органа по сертификации, которые участвуют в сертификации. Если орган по сертификации имеет территориально
распределенные подразделения, то они также должны входить в область применения системы качества.
п.п. 14.2 Критериев аккредитации:
наличие политики в области качества деятельности органа по сертификации, устанавливающей:
а) цели и задачи в области качества деятельности органа по сертификации;
Пояснения:
Политику в области качества лучше представлять отдельным документом. Политика должна быть подписана руководителем органа по сертификации. Текст
политики в области качества необходимо ежегодно пересматривать и актуализировать по мере необходимости.
Текст политики в области качества представляет общие цели и задачи работы органа по сертификации. Подробные цели и задачи на конкретный период
времени (например, год) устанавливаются в отдельном документе «Цели в области качества».
Более подробные сведения по политике в области качества см. в разделе «Политика качества».
Более подробные сведения по целям и задачам в области качества см. в разделе «Цели в области качества».
б) обязанность органа по сертификации соблюдать критерии аккредитации;
Пояснения:
Данное требование может быть представлено в виде декларативного заявления в тексте политики в области качества.
Пример:
«В своей деятельности орган по сертификации обязуется соблюдать все требования критериев аккредитации».
в) требование к работникам органа по сертификации, участвующим в выполнении работ по подтверждению соответствия, ознакомиться с руководством по
качеству и руководствоваться в своей деятельности установленной политикой в области качества деятельности органа по сертификации;
Пояснения:
Данное требование может быть представлено в виде декларативного заявления в тексте политики в области качества.
Пример:
«Все сотрудники органа по сертификации знают и понимают политику в области качества, руководство по качеству и другие документы системы качества.
В своей работе каждый сотрудник неукоснительно выполняет все требования системы качества».
п.п. 14.3 Критериев аккредитации:
наличие требований к внутренней организации деятельности органа по сертификации, предусматривающих:
а) формирование органа управления в органе по сертификации и определение лиц, несущих ответственность за работу основных направлений системы
менеджмента качества;
Пояснения:
В данном требовании речь идет об организационной структуре системы качества. Как правило, лицами, отвечающими за работу и управление системой
качества, являются:
- уполномоченный по качеству (эту роль может выполнять руководитель органа по сертификации или один из его заместителей);
- менеджер/специалист по качеству (эту роль может выполнять руководитель одного из подразделений или сотрудник органа по сертификации);
- внутренние аудиторы системы качества (аудиторами могут быть назначены любые должностные лица органа по сертификации).
В руководстве по качеству необходимо представить организационную структуру органа по сертификации и отметить должностных лиц, которые выполняют
указанные выше роли.
Для каждой роли в руководстве по качеству необходимо указать права, полномочия и обязанности. Если штатная численность органа по сертификации
велика (более 30 человек), то вместо ролей, могут быть созданы должности (уполномоченный по качеству, менеджер по качеству, аудитор системы качества и
т.п.). В этом случае права, обязанности, полномочия и задачи должностей представляют в должностных инструкциях. Кроме того, в руководстве по качеству
необходимо указать порядок и условия назначения лиц, ответственных за систему качества.
б) права и обязанности структурного подразделения юридического лица или индивидуального предпринимателя (его работников), выполняющего (выполняющих)
работы по сертификации, при взаимодействии с исполнительным органом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, иными структурными
подразделениями юридического лица (их работниками) в целях исключения конфликта интересов;
Пояснения:
В данном требовании речь идет о внутреннем взаимодействии подразделений и сотрудников органа по сертификации.
В руководстве по качеству необходимо представить организационную структуру органа по сертификации с указанием подчиненности подразделений и
должностных лиц.
Также, в руководстве по качеству должен быть представлен порядок разрешения споров между подразделениями или сотрудниками одного уровня
подчиненности.
Права и обязанности подразделений указываются в положениях о подразделении. Права и обязанности сотрудников указываются в должностных инструкциях.
В руководстве по качеству даются ссылки на эти документы.
в) наличие документов, подписанных работниками органа по сертификации и определяющих функциональные обязанности работников органа по сертификации,
включая распределение прав, обязанностей, ответственности между работниками органа по сертификации;
Пояснения:
Данное требование реализуется за счет составления должностных инструкций. Каждая должностная инструкция должна быть утверждена руководителем органа
по сертификации. Ознакомление сотрудников с должностными инструкциями необходимо осуществлять «под роспись».
г) подчинение структурного подразделения юридического лица, осуществляющего выполнение работ по сертификации, непосредственно исполнительному органу
юридического лица либо заместителю единоличного исполнительного органа юридического лица в целях исключения конфликта интересов структурного подразделения
юридического лица, осуществляющего выполнение работ по сертификации и его работников, с интересами иных структурных подразделений юридического лица, их
работников;
Пояснения:
Данное требование реализуется за счет представления организационной структуры в руководстве по качеству и составления положений о подразделениях и
должностных инструкций. Положения о подразделениях должны быть утверждены руководителем органа по сертификации. Сотрудники подразделений должны быть
ознакомлены с положением о своем подразделении «под роспись».
д) наличие должностного лица (менеджера по качеству), обеспечивающего использование системы менеджмента качества и ее постоянное функционирование,
которое является руководителем органа по сертификации или его заместителем либо уполномочено руководителем органа по сертификации на осуществление
указанных функций;
Пояснения:
В руководстве по качеству указывается какие сотрудники (по занимаемой должности) могут быть назначены уполномоченным по качеству и/или менеджером по
качеству. Назначение на данную роль/должность осуществляется по приказу руководителя органа по сертификации.
п.п. 14.4 Критериев аккредитации:
наличие системы обеспечения независимости и беспристрастности органа по сертификации при осуществлении деятельности и установление требований,
предусматривающих:
а) разработку и реализацию мер предотвращения и разрешения конфликта интересов;
Пояснения:
Данные требования касаются внешнего взаимодействия органа по сертификации (взаимодействие с заявителями и другими заинтересованными сторонами).
Необходимо разработать порядок разрешения споров с заявителями по вопросам прохождения сертификации.
К процедурам, устанавливающим такой порядок,
относятся:
- процедура подачи жалобы;
- процедура рассмотрения жалобы;
- работа комиссии по жалобам;
- процедура подачи апелляции в надзорные органы.
Данные процедуры необходимо оформить документально и представить ссылки на них в руководстве по качеству.
Информацию из этих процедур необходимо разместить на сайте органа по сертификации в соответствии с п.п. 14.9 (г),
п.п. 14.9 (з).
б) гарантии независимости органа по сертификации от коммерческого, финансового, административного или иного давления, способного оказать влияние
на качество осуществляемой органом по сертификации деятельности;
Пояснения:
В данном случае речь идет о независимости органа по сертификации от заявителя (изготовителя, проектировщика, продавца, аффилированных лиц). Орган по
сертификации должен являться самостоятельным юридическим лицом, имеющим свои собственные финансовые, материальные и людские ресурсы для проведения
сертификации.
В руководстве по качеству необходимо указать, что все работы по сертификации выполняются независимо от заявителя и других заинтересованных сторон.
Они не могут оказать влияние на процесс сертификации и его результаты. Также, в руководстве по качеству должны быть описаны действия сотрудников органа
по сертификации в случае попыток со стороны заявителя или третьих лиц оказать влияние на результаты сертификации.
в) обязанность обеспечивать беспристрастность принятия решений органом по сертификации при проведении работ по подтверждению соответствия, в том числе
при аудите и сертификации систем менеджмента качества (в отношении органов по сертификации систем менеджмента качества), а также при проведении экзамена,
предусмотренного схемой сертификации (в отношении органов по сертификации персонала), а также механизмы обеспечения беспристрастности;
Пояснения:
Беспристрастность обеспечивается за счет независимости работы экспертов и/или аудиторов органа по сертификации от заявителей и других заинтересованных
сторон. В руководстве по качеству необходимо указать, что эксперты и/или аудиторы выполняют свою работу вне зависимости от финансового, административного,
политического или религиозного положения заявителей и других заинтересованных сторон.
Механизмами обеспечения беспристрастности могут быть:
- ограничение количества работ эксперта с одним и тем же заявителем (для органа по сертификации продукции);
- привлечение второго эксперта для оценки результатов сертификации;
- ротация аудиторов для проведения аудитов систем менеджмента;
- анонимность проверки результатов работ по оценке персонала;
- прочие аналогичные действия.
г) раскрытие информации о существовании лиц, аффилированных с аккредитованным юридическим лицом или аккредитованным индивидуальным предпринимателем, в
соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации;
Пояснения:
Если в состав учредителей органа по сертификации входят аффилированные лица, то их список должен быть размещен на сайте органа по сертификации.
Необходимость публикации такой информации должна быть указана в руководстве по качеству.
Раскрытие информации об аффилированных лицах осуществляется за счет ежеквартальных публикаций в сети Интернет.
Понятие об аффилированных лицах дается в федеральном законе «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135–ФЗ.
Форма списка аффилированных лиц установлена Федеральной службой по финансовым рынкам (Приказ ФСФР России от 04.10.2011 №11-46/пз-н). Данную форму
можно использовать для справки.
д) идентификацию рисков, касающихся соблюдения беспристрастности при осуществлении работ по подтверждению соответствия, устранение и минимизацию
указанных рисков;
Пояснения:
В руководстве по качеству или отдельной процедуре необходимо представить список возможных рисков, связанных с беспристрастностью работы экспертов и
действия по реагированию на такие рисковые события.
Примеры:
Риск - эксперт ранее (до работы в органе по сертификации) оказывал консультационные услуги организации заявителю.
Действия - эксперт должен отказаться проводить сертификацию заявителя.
Риск - заявитель является учредителем лаборатории, с которой у органа по сертификации заключен договор.
Действия – орган по сертификации должен передать продукцию на испытания в другую лабораторию.
и т.п.
е) обеспечение независимости органа по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей;
Пояснения:
Требования данного пункта выполняются аналогично пункту б). Независимость органа по сертификации обеспечивается наличием собственного юридического
статуса (ООО, ИП, АО и т.п.), собственных финансовых, информационных, материальных и прочих ресурсов.
В руководстве по качеству необходимо указать, что все работы орган по сертификации осуществляет исключительно за счет привлечения собственных
ресурсов. Эти ресурсы не связаны с изготовителями, продавцами исполнителями или покупателями.
ж) установление требований к работникам органа по сертификации о необходимости уведомления органа по сертификации о прежних и существующих связях с
проектировщиками, разработчиками, изготовителями, продавцами, операторами продукции (работ, услуг), подлежащих сертификации, иных обстоятельствах,
которые могут привести к возникновению конфликта интересов;
Пояснения:
Для выполнения данного требования необходимо указать в руководстве по качеству, должностных инструкциях или трудовых договорах с работниками органа по
сертификации, что они обязаны информировать руководителя органа по сертификации о своих трудовых и коммерческих взаимоотношениях с заявителями и другими
заинтересованными сторонами.
п.п. 14.5 Критериев аккредитации:
наличие правил, обеспечивающих соблюдение требований в отношении органа по сертификации, юридического лица или индивидуального предпринимателя, в
состав которого входит орган по сертификации, устанавливающих, что указанные лица не должны:
а) быть проектировщиком, изготовителем, установщиком, продавцом, оператором или приобретателем, в том числе потребителем продукции (работ, услуг),
подлежащих сертификации в соответствии с областью аккредитации органа по сертификации;
Пояснения:
Для выполнения данного требования необходимо указать в руководстве по качеству, что орган по сертификации не может осуществлять сертификацию продукции
(работ или услуг), представленных на сертификацию, если заявитель и учредители органа по сертификации или аффилированные к нему лица совместно
осуществляли:
- проектирование,
- изготовление,
- установку,
- управление,
- приобретение,
- использование этой продукции (работ или услуг).
Также, орган по сертификации не может сам выступать в роли заявителя.
Помимо руководства по качеству эти заявления необходимо опубликовать на сайте органа по сертификации (в соответствии с п.п. 14.9 (з)).
б) предлагать или предоставлять консультационные услуги заявителям на проведение работ по сертификации;
Пояснения:
В руководстве по качеству указывается, что орган по сертификации или его сотрудники не могут предоставлять заявителям консультационные услуги по вопросам
подготовки к сертификации.
К данным услугам не относятся консультации заявителя по вопросам, связанным с работой органа по сертификации, подачей заявки на сертификацию, состоянии
работ по сертификации и прочей информации, необходимой для информирования заявителя о ходе и результатах сертификации.
в) предлагать или предоставлять консультационные услуги по системам менеджмента или услуги по проведению внутренних проверок заявителям на проведение работ
по сертификации в случаях, когда схема сертификации требует оценки системы менеджмента;
Пояснения:
В руководстве по качеству указывается, что орган по сертификации или его сотрудники не могут предоставлять заявителям консультационные услуги по подготовке
систем менеджмента заявителя к сертификации.
п.п. 14.6 Критериев аккредитации:
наличие политики и правил, обеспечивающих не дискриминационный доступ к услугам по подтверждению соответствия, оказываемым органом по сертификации
в соответствии с его областью аккредитации;
Пояснения:
Данное требование носит декларативный характер. Оно может быть указано в политике в области качества. Например, в тексте политики в области качества
можно указать, что все заявители имеют равные права и равные условия по проведению сертификации. Предоставление услуг по сертификации не зависит от
местоположения, политических взглядов, финансового положения, известности, национальной или религиозной ориентации заявителя.
п.п. 14.7 Критериев аккредитации:
наличие правил обеспечения конфиденциальности информации, в том числе поступающей от третьих лиц;
Пояснения:
В руководстве по качеству необходимо указать действия, которые предпринимает орган по сертификации для защиты конфиденциальных данных.
К таким
действиям относятся:
- ограничение доступа сотрудников к информации;
- хранение документов в закрытых хранилищах (шкафах, сейфах, закрытых полках и т.п.);
- обязательное использование разграничения доступа к электронным версиям информации и данных;
- резервное копирование данных;
- применение антивирусных программ;
- прочие действия.
Для всех действий должны быть указаны ответственные лица, сроки и периодичность их выполнения, методы контроля за соблюдением действий.
Также в руководстве по качеству необходимо указать:
«Вся информация, полученная от заявителя или третьих лиц, будет предоставляться только тем сотрудникам, которые принимают непосредственное участие
в сертификации».
В некоторых случаях может потребоваться выполнение федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 №152-ФЗ.