На данной странице представлены пояснения к п.п. 10.1 стандарта ИСО 9001:2015.
п.п. 10.1 "Общие положения"
Организация должна определять и выбирать возможности для улучшения и осуществлять необходимые действия для выполнения требований потребителей
и повышения их удовлетворённости.
Это должно включать:
a) улучшение продукции и услуг в целях выполнения требований, а также учёта будущих потребностей и ожиданий;
b) коррекцию, предотвращение или снижение влияния нежелательных воздействий;
c) улучшение результатов деятельности и результативности системы менеджмента качества.
Примечание — Примеры улучшения могут включать коррекцию, корректирующее действие, постоянное улучшение, прорывное изменение, инновацию и реорганизацию.
Похожий раздел ИСО 9001:2008 - 8.5.1 «Постоянное улучшение»
Пояснения:
Улучшение работы организации и системы качества является ключевым фактором в повышении удовлетворённости потребителей. Однако это не означает,
что организация должна постоянно вносить изменения в свою работу или систему качества. Улучшение может быть реализовано в виде повторяющихся действий,
которые выполняются по мере выявления отдельных возможностей. Стандарт не обязывает внедрять все улучшения. Вносить изменения в деятельность, процессы
или продукцию нужно только в том случае, если такие изменения целесообразны.
Организация должна разработать и применять систему совершенствования. Под системой понимается набор подходов, методологий, инструментов и технологий,
которые компания использует, чтобы добиться улучшений в своей работе. Эти улучшения бывают долгосрочными, среднесрочными и оперативными (краткосрочными).
Долгосрочные улучшения обычно затрагивают все процессы организации, инфраструктуру и производственную среду. Среднесрочные улучшения воздействуют на
отдельные процессы или отдельные элементы инфраструктуры. Оперативные улучшения затрагивают отдельные работы в рамках процессов.
Для каждого вида улучшений должен быть разработан свой порядок проведения.
Что делать для выполнения требований:
Для выполнения требований данного раздела стандарта организации необходимо:
- определить объекты, в отношении которых могут выполняться улучшения. Стандарт задаёт минимальный состав таких объектов: продукция и услуги,
процессы, система качества, организация в целом. Помимо указанных, объектами улучшений могут быть: технологии, знания, инфраструктура, среда
организации и т.п.;
- установить «масштабность» улучшений. Она определяется периодом их внедрения: долгосрочные, среднесрочные, оперативные;
- установить виды улучшений, которые могут применяться к выбранным объектам. Примеры видов улучшений заданы стандартом. К видам улучшений относятся:
коррекция, корректирующие действия, непрерывное совершенствование
(японский подход «Кайдзен»), реинжиниринг и пр.;
- разработать порядок и правила осуществления улучшений для каждого из видов.
Какая информация необходима:
Порядок проведения улучшений желательно представить в виде документированной информации. Этот порядок может отличаться для различных видов улучшений.
Разработка порядка действий позволяет организации подходить к вопросу улучшений системно.
Особенность системы качества заключается в том, что возможности для усовершенствования могут возникать случайно, в ходе выполнения повседневной
работы. Например, при контроле процесса, ответе на претензии потребителей, в ходе производственных совещаний или составлении оперативных планов.
Для того чтобы использовать возможности по улучшению, организация должна располагать системой регистрации, оценки, планирования и реализации предложений
по совершенствованию.
Порядок действий по улучшению может быть представлен в виде методики или процедур системы качества. Частью таких процедур являются процедуры
выполнения коррекций и корректирующих действий.
Полный тектст пояснений стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2015 (ISO 9001:2015) приводится в книге.
Книга "ИСО 9001:2015 Пояснения. Интерпретация требований. Руководство по внедрению".
Данная книга задумана и написана как руководство по применению требований нового стандарта на системы качества. Она содержит постатейный комментарий к требованиям ГОСТ Р ИСО 9001:2015.
По каждому пункту требований приводятся пояснения, даются рекомендации по внедрению требований, и указывается состав информации, необходимый для реализации положений стандарта.
Автор книги имеет богатый, более 25 лет, опыт работы по созданию и внедрению систем менеджента качества на Российских предприятиях и в организациях. Этот опыт представлен на страницах книги в виде четких
рекомендаций - что делать, как делать и зачем делать.
Книга ориентирована на специалистов, которые занимаются вопросами менеджмента качества, совершенствованием деятельности и оптимизацией работы предприятий и организаций.