BSC – сбалансированная система показателей (Balanced ScoreCard). Подход к стратегическому управлению организацией основанный
на постановке целей и задач и измерении их достижения по набору показателей, представляющих как финансовые, так и нефинансовые аспекты деятельности.
CASE - средства – (Computer Aided Software Engineering) средства компьютерной поддержки разработки программного обеспечения.
CASE -средства позволяют проектировать и разрабатывать программное обеспечение и базы данных, моделировать бизнес-процессы, деятельность, а также
различные структуры (организационную, финансовую, информационную и т.д.) организации.
FMEA – анализ (Failure Mode and Effects Analysis) – анализ видов и последствий отказов. Применяется для оценки возникновения и
влияния на потребителя потенциальных дефектов и несоответствий в продукции или процессах. Как правило, FMEA – анализ применяется на этапе проектирования
изделия или разработки процесса.
ISO - International Organization for Standardization – международная организация по стандартизации.
SMART - способ формулирования цели, в основе которого лежит соблюдение определенных требований. Каждая цель должна быть
конкретной (Specific), измеримой (Measurable), привлекательной (Attractive), реалистичной (Realistic), ограниченной во времени (Time framed).
SWOT – анализ – метод анализа, применяемый в системе стратегического управления организацией. В качестве основных факторов,
влияющих на состояние организации, рассматриваются: Сильные стороны (Strengths), Слабые стороны (Weaknesses), Возможности (Opportunities) и Угрозы
(Threats).
TQM – (Total Quality Management) Всеобщий менеджмент качества . Подход к управлению организацией, основанный на непрерывном
повышении качества всех организационных, управленческих, производственных и обеспечивающих процессов организации.
Аккредитация - официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной
области оценки соответствия (ФЗ №184 О техническом регулировании).
Аудит - систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления
степени выполнения согласованных критериев аудита (ИСО 19011:2002).
Болонское соглашение – соглашение между странами Европы направленное на гармонизацию и взаимное признание систем образования
между европейскими странами. Соглашение было подписано министрами образования 29 европейских стран в июне 1999 г. в г. Болонья. Основной целью Болонского
соглашения является создание единого европейского пространства высшего образования. Добиться этой цели предполагалось к 2010 г.
Входы процесса – любые объекты, преобразуемые в результате операций процесса. Входами процесса могут быть информация, документы,
различные виды ресурсов.
Диаграмма Исикавы (Ишикавы) – причинно-следственная диаграмма, позволяющая определить причины возникновения дефектов в изделии.
Является одним из инструментов управления качеством. Для определения причин возникновения дефектов рассматривается влияние определенной группы факторов
на рассматриваемый дефект. Наиболее часто рассматривается влияние таких факторов как – «человек», «машина», «материал», «метод», «контроль» и «среда».
Критерии аудита - совокупность политик, процедур или требований (ИСО 19011:2002).
МЭК (IEC) – Международная электротехническая комиссия (International Electrotechnical Commission). Некоммерческая международная
организация по стандартизации в области электрических, электронных и смежных систем и технологий.
Продукция – результат процесса (ИСО 9000:2005).
Процесс – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы (ISO 9000:2005).
Развертывание функций качества (РФК) - Quality Function Deployment (QFD) - методика, позволяющая гарантировать качество изделия с самых первых
стадий создания и развития объекта. РФК представляет собой способ преобразования слабо формализованных требований заказчика (потребителя) в конкретные
технические требования изделия и далее в технические характеристики и показатели процессов производства изделия и процессов его эксплуатации. Для
представления взаимосвязи требований потребителя с техническими требованиями к изделию, а также взаимосвязи технический требований изделия с параметрами
процессов производства и эксплуатации применяются таблицы специального вида, называемые "домик качества".
Риск-менеджмент – система управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления.
Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических
регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (ФЗ №184 О техническом регулировании).
СМК – система менеджмента качества - система управления организацией построенная на основе постановки и достижения целей по качеству.
Функционально-стоимостной анализ (ФСА) - Activity Based Costing (ABC) - один из методов менеджмента качества, применяемый для системного исследования
функций объекта (изделия, услуги или процесса) с целью сокращения затрат при проектировании, производстве и эксплуатации объекта. В основе метода лежит
определение соотношения стоимости и полезности для потребителя каждой из функций объекта, выполняемых его элементами. Для элементов обладающих минимальным
соотношением полезность/стоимость разрабатываются решения по усовершенствованию.
Функционально-физический анализ (ФФА) - метод анализа применяемый для оптимизации и совершенствования физических характеристик и свойств объектов.
ФФА применяется для вновь проектируемых изделий и модернизации существующих изделий. В основе метода лежит определение функций, выполняемых компонентами
изделий, установление физических принципов действия элементов изделия на основе выявленных функций и выявление технических противоречий, возникающих при
реализации физических принципов действия. Оптимизация свойств изделия происходит за счет устранения технических противоречий.
Шесть сигм - методология совершенствования процессов организации за счет сокращения несоответствий возникающих в процессах. Изначально применялась
для производственных процессов, в дальнейшем данную методологию стали применять по отношению ко всем процессам организации. В основе методологии лежат
методы обнаружения и устранения причин возникновения несоответствий в процессах. Данная методология изначально была разработана и применялась компанией
Motorola в отношении процессов производства электронных компонентов изделий.