Модель EFQM (European Foundation for Quality Management) – модель Европейского фонда управления качеством, призванная стимулировать организации совершенствовать качество выпускаемой продукции и качество управления. Фонд был создан в 1987 году 14 ведущими европейскими компаниями.
Модель EFQM
В 1991 году EFQM учредил награду в области качества – European Quality Award (Европейская награда за качество). Целью учреждения этой награды является помощь Европейским организациям в совершенствовании продукции и системы управления, и за счет этого повышение их конкурентоспособности на мировом рынке. В 2006 году название награды за качество было изменено. Новое название Европейской награды за качество – EFQM Excellence Award (награда EFQM за совершенство). Награда EFQM за совершенство является признанием того, что организация применяет модель EFQM.
Участвовать в конкурсе EFQM может любая организация, находящаяся в Европе или за ее пределами.
Все участники разделяются на 4 категории:
- частные коммерческие организации;
- общественные коммерческие организации;
- частные некоммерческие организации;
- общественные некоммерческие организации.
Внутри каждой категории участники делятся на группы в зависимости от размеров – малые и средние организации, а также большие и очень большие организации. Ежегодно определяется победитель, несколько призеров и несколько финалистов награды EFQM.
Победителем называется организация, которая добилась исключительных результатов во всех областях своей деятельности, применяет модель EFQM и может продемонстрировать высокоэффективную, результативную и непрерывно совершенствуемую систему управления.
Призерами награды EFQM признаются организации, которые применяют фундаментальные концепции модели EFQM и добились выдающихся и устойчивых результатов по одному из следующих направлений:
- повышение ценности для потребителя;
- создание устойчивого развития;
- развитие возможностей организации;
- применение творчества и инноваций;
- лидерство в вопросах стратегии, стимулировании и интеграции;
- управление адаптацией к изменениям;
- развитие способностей персонала;
- сохранение выдающихся результатов.
Финалистами становятся организации, которые могут продемонстрировать высокий уровень зрелости в реализации своих стратегий и достигли хороших результатов по всем критериям модели EFQM.
Награда EFQM за совершенство основывается на критериях, которые содержит модель EFQM. Для участия в конкурсе организация должна подать заявку в комитет премии, провести самооценку по критериям модели EFQM и представить отчет. Эксперты комитета проводят оценку и отбирают организации, набравшие наибольшее количество баллов. После этого проводится проверка на территории выбранных организаций. Лучшая из них становится победителем (иногда победителей не бывает), остальные призерами или финалистами (в зависимости от количества набранных баллов).
Награда EFQM за совершенство включает в себя девять критериев, каждый из которых содержит еще ряд подкритериев. Критерии верхнего уровня разделяются на две группы «возможности» (включают в себя 5 критериев) и «результаты» (включают в себя 4 критерия).
Критерии группы «возможности» показывают, что организация может делать, и что она делает в вопросах совершенствования своей деятельности. Критерии группы « результаты » показывают реальные достижения организации.
Критерии, которые содержит модель EFQM, представлены на рисунке.
Критерии группы «возможности» модели EFQM включают в себя:
1. Лидерство руководства. Этот критерий показывает, каким образом руководители за счет своих лидерских качеств формируют будущее состояние организации, проявляют гибкость в управлении и способность быстро реагировать на изменяющиеся условия бизнес-среды. Критерий состоит из пяти подкритериев:
- 1 a. Миссия, видение, ценности, нравственные принципы, значимость модели EFQM.
- 1 b. Разработка и применение системы управления.
- 1 c. Взаимодействие с потребителями, партнерами и обществом.
- 1 d. Внутренние взаимодействия, мотивация и усилия по развитию модели совершенствования.
- 1 e. Выявление и приверженность организационным изменениям.
2. Стратегия. Критерий показывает, каким образом миссия и видение учитывают интересы всех заинтересованных сторон. Оценка по критерию позволяет понять как за счет политики, планов, целей и процессов реализуется стратегия развития организации. Модель EFQM по данному критерию состоит из четырех подкритериев:
- 2 a. Текущие/будущие потребности заинтересованных сторон.
- 2 b. Выполнение, измерение, исследование и изучение.
- 2 c. Разработка, анализ и пересмотр.
- 2 d. Взаимосвязь и развертывание в ключевых процессах.
3. Персонал. Персонал является одной из главных ценностей организации. В данном критерии оценивается способность достигать целей, как организации, так и целей работающих людей на взаимовыгодной основе. Модель EFQM учитывает возможности организации по вознаграждению и признанию заслуг персонала, мотивации сотрудников, созданию условий для развития навыков и способностей и применению этих способностей на пользу организации. Критерий состоит из пяти подкритериев:
- 3 a. Планирование, управление и улучшение ресурсов.
- 3 b. Знания и компетенции.
- 3 c. Вовлечение и доверие.
- 3 d. Двустороннее взаимодействие.
- 3 e. Вознаграждение, признание и забота.
4. Партнерство и ресурсы. В данном критерии оценивается, каким образом организация планирует взаимодействие и управляет внешними партнерами, поставщиками и внутренними ресурсами. Учитывается, как эти действия обеспечивают реализацию стратегии, политик и эффективное исполнение процессов. Критерий модели EFQM состоит из пяти подкритериев:
- 4 a. Внешние партнеры.
- 4 b. Финансовые ресурсы.
- 4 c. Здания, оборудование и материалы.
- 4 d. Технологии.
- 4 e. Информация и знания.
5. Процессы, продукция и услуги. По этому критерию оценивается способность организации разрабатывать, управлять и улучшать процессы, продукцию и услуги таким образом, чтобы в результате повышалась ценность для потребителей и других заинтересованных сторон. Критерий включает в себя пять подкритериев:
- 5 a. Разработка и управление.
- 5 b. Улучшение процессов.
- 5 c. Управление проектированием и разработкой.
- 5 d. Производство, доставка и обслуживание.
- 5 e. Потребители.
Критерии группы «результаты» модели EFQM включают в себя:
6. Результаты для потребителей. По данному критерию модель EFQM определяет способность организации достигать выдающихся результатов в вопросах удовлетворения текущих потребностей своих клиентов и предвосхищения их будущих потребностей. Критерий состоит из двух подкритериев:
- 6 a. Показатели исполнения.
- 6 b. Измерение восприятия потребителей.
7. Результаты для персонала. Модель EFQM оценивает, каким образом организация достигает выдающихся результатов в вопросах удовлетворения текущих и будущих потребностей своего персонала. Критерий включает в себя два подкритерия:
- 7 a. Показатели исполнения.
- 7 b. Измерение восприятия персонала.
8. Результаты для общества. По данному критерию оценивается, каким образом организация достигает выдающихся результатов в вопросах удовлетворения текущих и будущих потребностей общества и других заинтересованных сторон. Модель EFQM по данному критерию состоит из двух подкритериев:
- 8 a. Показатели исполнения.
- 8 b. Измерение восприятия общества.
9. Результаты для бизнеса. Оценивается, каким образом организация достигает выдающихся результатов в вопросах удовлетворения текущих и будущих потребностей бизнес-среды. Критерий включает в себя два подкритерия:
- 9 a . Ключевые показатели деятельности.
- 9 b . Ключевые показатели результатов.
Каждому из критериев назначено определенное количество баллов. Эксперты комитета награды EFQM за совершенство проводят оценку отчетов организаций и выбирают претендентов на премию. Общее количество баллов по всем критерием составляет 500 баллов.
Более подробную информацию по модели EFQM и награде EFQM за совершенство можно посмотреть на сайте EFQM.