Премия Деминга была учреждена Союзом Японских ученых и инженеров (JUSE) в 1951г. С момента учреждения и до 1984 г. она присуждалась только Японским компаниям. В 1984 году JUSE было принято решение присуждать премию и иностранным компаниям. Премия Деминга является первой и наиболее престижной из всех существующих на сегодняшний день наград за качество.
Премия Деминга
Цель премии Деминга – способствовать развитию систем всеобщего менеджмента качества (TQM) в организациях, а также применению и развитию инструментов качества или статистических методов, позволяющих совершенствовать работу.
По состоянию на 2013 г. премия Деминга присуждается в 4-х номинациях:
- Персональная премия Деминга. В этой номинации премия присуждается отдельным людям (или группе лиц), которые внесли выдающийся вклад в изучение и развитие всеобщего менеджмента качества (TQM) или статистических методов в Японии. Также, в этой номинации премия присуждается тем, кто внес выдающийся вклад в распространение TQM.
- Премия Деминга за выдающие заслуги в распространении и продвижении TQM (для иностранцев). Эта номинация учреждена в 2009 г. Она присуждается отдельным людям (или группе лиц) за распространение и продвижение TQM за пределами Японии.
- Премия Деминга. Присуждается организациям, которые применяют TQM, соответствующую своей философии управления, области (виду) бизнеса и окружению. Любая организация, вне зависимости от вида бизнеса, размеров, местонахождения может получить премию Деминга в этой номинации.
- Премия Деминга (высшая ступень). Эта номинация присуждается организациям, которые уже победили в номинации Премия Деминга и продолжают развивать свою систему TQM. Участвовать в этой номинации организации могут не ранее чем через три года после победы в номинации Премия Деминга.
Рассмотрение заявок кандидатов и присуждение премии выполняется несколькими комитетами:
- Комитет премии Деминга – определяет победителей среди кандидатов на основании экзаменационных отчетов, предоставляемых соответствующим комитетом.
- Комитет по персональной премии Деминга – рассматривает и выбирает кандидатов на премию Деминга в индивидуальной номинации (Персональная премия Деминга и Премия Деминга за выдающие заслуги в распространении и продвижении TQM).
- Экзаменационный комитет премии Деминга – рассматривает и выбирает кандидатов на номинацию премии Деминга и премию Деминга высшей ступени.
- Управляющий комитет премии Деминга – определяет политику и схему работы, координирует деятельность комитетов и проводит пересмотр правил (при необходимости).
Оценка на соответствие условиям премии Деминга среди организаций осуществляется по ряду критериев. По состоянию на 2013 год состав критериев делится на три вида – «базовые категории», «специфические действия» и «роль высшего руководства».
Базовые категории включают в себя следующий состав критериев:
- Управление политикой организации и ее развертывание. Этот критерий содержит две составляющие. По первой составляющей оценивается, каким образом политика организации отражает принципы управления, область и сферу деятельности организации, а также окружающую бизнес среду, каким образом устанавливаются цели и стратегии, ориентированные на качество и удовлетворение потребителей. По второй составляющей оценивается, как организация разворачивает и применяет политику в рамках своих подразделений и обеспечивает целостность ее реализации.
- Разработка новых продуктов и/или инновационных процессов. Включает в себя два подкритерия. По первому подкритерию оцениваются действия организации, связанные с разработкой новых продуктов (включая обслуживание) и/или инновационных производственных процессов. По второму подкритерию оценивается, каким образом новые продукты позволяют удовлетворять требования потребителей. В случае инновационных процессов оценивается их вклад в повышение эффективности управления бизнесом.
- Сохранение соответствия и улучшение. Критерий содержит два подкритерия – Ежедневная работа по управлению и непрерывное улучшение. По первому подкритерию оценивается как за счет стандартизации текущей работы и обучению (тренингу) персонала организация добивается сохранения соответствия продукции. По второму подкритерию оценивается плановая и непрерывная работа по улучшению качества и других аспектов деятельности. Проводится оценка достижения целей по снижению дефектов и несоответствий в процессах, а также повышения рейтинга удовлетворенности потребителей.
- Системы управления (качеством, доставкой, стоимостью, безопасностью, окружающей средой и т.п.). В рамках данного критерия оценивается, какие системы управления применяет организация и эффективность применения этих систем.
- Анализ информации и применение информационных технологий. По данному критерию оценивается эффективность сбора и применения информации о качестве продукции, применение статистических методов для ее обработки, использование информации при разработке новой продукции и улучшению текущей (операционной) деятельности.
- Развитие человеческих ресурсов. Здесь проводится оценка плановой и непрерывной работы организации по обучению и развитию персонала и влияние этой работы на повышение качества продукции и совершенствование текущей деятельности.
Схематично взаимосвязь критериев «базовой категории» представлена на рисунке.
Каждый из критериев «базовой категории» оценивается по четырем аспектам – эффективность, логичность, непрерывность, завершенность.
Числовая оценка дается по пяти уровням:
- 1-й уровень - действия не выполняются;
- 2-й уровень – плохо;
- 3-й уровень – хорошо;
- 4-й уровень – отлично;
- 5-й уровень – исключительный, эталон для сравнения с другими организациями.
Каждый из уровней содержит диапазон числовых значений, зависящий от максимального количества баллов, установленных по каждому из критериев. Максимальное количество баллов по всем критериям «базовой категории» составляет 100 баллов.
Специфические действия включают в себя следующий состав критериев:
- Видение высшего руководства, бизнес стратегии и лидерство. В рамках этого критерия оценивается участие высшего руководства в системе TQM , наличие и реализации видения будущего состояния организации и стратегий по достижению этого состояния.
- Ценность для потребителя. По данному критерию оценивается деятельность организации, связанная с развитием системы менеджмента качества, созданием ценности для потребителя, развитие технологических систем для создания новых продуктов и услуг.
- Достижения организации в области улучшений. В этом критерии оцениваются достижения организации в улучшении качества, повышении производительности и скорости работы, снижении себестоимости продукции, сохранении окружающей среды и безопасности.
- Создание устойчивого управления. По данному критерию оценивают повышение технологических возможностей и ключевых компетенций, скорость реакции на изменения бизнес окружения, сильные стороны развития человеческих ресурсов, сильные стороны применения информационных систем.
Критерии, связанные со специфическими действиями оцениваются по трем аспектам – эффективность, повторяемость, инновационность.
Каждый аспект может быть оценен по 5-ти бальной шкале:
- 1 балл – еще не реализован;
- 2 балла – реализован, но незначительно;
- 3 балла – в основном реализован;
- 4 балла – реализован;
- 5 баллов – реализован в полном объеме.
Эта шкала является промежуточной и оценивает реализацию аспектов в рамках каждого из критериев.
Итоговая оценка критериев осуществляется также по 5-ти балльной шкале:
- 1 балл – нет действий;
- 2 балла – действия выполняются не везде и не всегда;
- 3 балла – действия выполняются хорошо;
- 4 балла – действия выполняются отлично и составляют основу ключевых технологий;
- 5 баллов – действия являются исключительными и являются эталоном для сравнения с другими организациями.
Максимальное количество баллов по специфическим действиям составляет 5 баллов.
Последний, отдельно существующий критерий, это – роль высшего руководства. По критерию оценивается понимание и энтузиазм высшего руководства в реализации системы TQM , способности высшего руководства в вопросах лидерства, видения, стратегиях, сильные стороны организации, развитие персонала, социальная ответственность. Оценка осуществляется по 100 балльной шкале.
В общем виде, схема участия организаций в премии Деминга выглядит следующим образом.
Организация подает заявку на участие в премии и заполняет необходимые документы. Эти документы рассматриваются комитетом и оцениваются по определенной шкале. Отчеты, набравшие наибольшее количество баллов рассматриваются в качестве кандидатов на премию Деминга. Чтобы попасть в состав кандидатов организация должна набрать по базовым категориям не менее 70 баллов, по специфическим действиям не менее 3,5 баллов, по роли высшего руководства не менее 70 баллов. После проверки отчетов и выбора лучших из них, выполняется проверка на территории организации. После выбора лучших кандидатов происходит присуждение премии.
Для частных лиц участие в премии Деминга строится иначе. Чтобы принять участие в премии частное лицо может быть рекомендовано членами комитета премии или самостоятельно подать заявку. Если частное лицо является «самовыдвиженцем», то ему необходимо заполнить и предоставить в комитет отчет. Комитет проводит оценку и сравнение кандидатов на основании имеющихся сведений о деятельности и отчетов. Лучшему из претендентов присуждается премия для частных лиц.
Более подробную информацию о премии Деминга можно посмотреть на сайте JUSE.