Премия по качеству – это конкурс, проводимый с целью выявить организацию, которая наилучшим образом, по сравнению с другими организациями участниками
конкурса, обеспечивает качество производимых товаров, предоставление услуг или выполнение каких-либо работ.
При участии в этом конкурсе организации оцениваются по некоторому набору критериев, на основании которых происходит сравнение и выбор лучшей из них для
номинирования на премию.
С материальной точки зрения премия по качеству напрямую ничего не дает. Это не денежная премия, а своеобразный брэнд - знак отличия организации. Поэтому, для
многих организаций самой важной причиной участия в конкурсе является известность и публичность, которую может принести победа.
Участие в премии в области качества требует от организаций большого количества усилий и ресурсов. Для того чтобы победить в конкурсе, необходимо максимально
соответствовать всем критериям премии по качеству. А для этого требуется применять различные методы, инструменты и технологии улучшения качества.
Премии по качеству создавались во многих странах мира с одной целью - стимулировать организации выпускать более качественную продукцию. С развитием
конкуренции на мировых рынках, многие страны осознали, что качество продукции без обеспечения качества управления, качества постановки целей и качества их
реализации достигнуть невозможно.
На сегодняшний день существуют премии в области качества, различающиеся по уровням локализации и сферам профессиональной деятельности:
- Международные;
- Национальные;
- Региональные;
- Премии уровня профессиональных союзов;
- Премии крупных компаний (применяются для поставщиков).
Примерами таких премий являются:
- европейская награда за качество (награда EFQM за совершенство) – эта награда была учреждена
14 крупными европейскими компаниями в 1988 году. Цель создания европейской премии по качеству - повышение конкурентоспособности европейских компаний, за счет
всестороннего улучшения деятельности. В 1991 году европейская награда за качество была изменена. На ее основе разработана модель совершенствования EFQM.
- золотая награда за качество стран Азиатско-Тихоокеанского региона – эта премия в области качества учреждена национальными
организациями по качеству стран Азии и Тихоокеанского региона в 1985 году. Цель учреждения премии по качеству – стимулировать компании Азиатско-Тихоокеанского
региона к совершенствованию качества и повышение их конкурентоспособности на мировых рынках.
- премия Деминга – это одна из самых престижных и известных премий в области качества.
Она учреждена в Японии в 1951 г. Получила международный статус в 1984 г. Особенность этой премии заключается в том, что она присуждается организации только
в том случае, если созданная и применяемая система качества соответствует типу и размеру этой организации.
- национальная награда за качество Мэлкона Болдриджа – присуждается только американским
компаниям (или имеющим представительство в США) за достижения в области качества. Учреждена в 1987 году Национальным институтом стандартов и технологий США.
- национальная награда за качество Великобритании – учреждена в 1994 году Британским общество по качеству.
- награда за качество военно-воздушных сил – присуждается компаниям США, которые работают по заказам ВВС США.
- премия по качеству пивоваренных заводов Германии – учреждена сельскохозяйственным обществом Германии. Присуждается
предприятиям, участвующим в цепочке производства пива от сельхозпроизводства до переработки.
На сегодняшний день в мире существует большое количество различных премий по качеству. Указанные выше примеры являются только их малой частью.
В России, также существуют свои премии по качеству. Национальной премией является премия правительства РФ в области качества.
Она учреждена в 1996 году. Цель проведения конкурса в рамках этой премии – улучшение качества менеджмента отечественных организаций и повышение их
конкурентоспособности.
Все эти премии по качеству учреждаются с целью систематизировать и структурировать менеджмент компаний на основе философии качества, чтобы в результате
повысить конкурентоспособность и производительность бизнеса как внутри страны, так и на мировом рынке.