Обучение высшего руководства является неотъемлемой частью внедрения системы качества. Высшее руководство организации является
самым заинтересованным звеном в эффективном функционировании системы менеджмента качества.
Система качества помогает руководителям ставить наиболее важные цели бизнеса. За счет отлаженных процессов и четких правил
взаимодействия СМК дает возможность достигать поставленных с целей с минимальными затратами. Для высшего руководства важно понимать
основные принципы работы системы качества, ее преимущества и методы совершенствования деятельности организации.
Одним из принципов стандарта ISO 9001:2015 является принцип лидерства руководства.
Обеспечить лидерство руководства без понимания конкретных целей и желаемых результатов невозможно. Помимо лидерских качеств
руководителям организации необходимо обладать достаточными знаниями, чтобы система качества начала внедряться и стала приносить
выгоду организации.
Высшее руководство должно пройти обучение по СМК на самых ранних стадиях внедрения системы или даже до принятия решения о
внедрении. Система качества (эффективная и реально работающая) не является «коробочным» продуктом, который можно взять с полки и
применить в бизнесе. Каждая система качества уникальна, и именно участие высшего руководства делает ее работоспособной и эффективной.
Обучение высшего руководства позволит определить основные методы внедрения системы в условиях
собственной организации, выгоды от внедрения именно в своей организации и перспективы дальнейшего развития как системы качества,
так и компании в целом.
Обучение высшего руководства
Понятие Высшее руководство может трактоваться по-разному. Для того чтобы система качества начала внедряться и стала давать
результат, необходимо обучить именно тех представителей высшего руководства, от которых будет зависеть эффективная работа СМК. С
точки зрения стандарта ISO 9000:2015 к представителям высшего руководства могут относиться
владельцы бизнеса и руководители, имеющие право принятия стратегических решений. Обучение по СМК должны пройти именно эти
представители высшего звена управления.
Желательно, чтобы обучение высшего руководства включало в себя две составляющие:
- мотивационная составляющая. Для того чтобы в дальнейшем мотивировать своих сотрудников на эффективную работу, руководители
должны видеть конкретные примеры работы системы качества и пользу от ее внедрения;
- информационная составляющая. Эта часть обучения позволяет руководителям понимать основные принципы внедрения и работы СМК,
а также возможности по применению системы качества в условиях своей организации.
Наиболее подходящей формой обучения для мотивационной составляющей будет являться обучение на очных курсах, в сводных группах.
В такие группы, как правило, входят руководители различных предприятий. Это позволяет им обмениваться опытом работы и оценивать
работу участников группы. Обязательной частью такого обучения должно являться посещение предприятий и организаций, в которых
действует система качества.
Для информационной составляющей форма обучения может быть как очной, так и дистанционной. Обучение должно содержать четкую
программу, необходимые пояснения по темам обучения и примеры реализации системы качества и ее требований.
Программа обучения высшего руководства может содержать следующие темы:
- выгоды и преимущества системы менеджмента качества. Эта тема освещает основные преимущества от внедрения системы качества.
Высшему руководству должны быть представлены внешние выгоды от системы качества. Они связаны с работой организации на рынке. И
главное, должны быть представлены внутренние преимущества, которые связаны с системой управления организацией и взаимодействием
сотрудников;
- принципы менеджмента качества. По этой теме для высшего руководства должны быть разъяснены
принципы, на основе которых строится и работает система качества. Соблюдение принципов является залогом успешного и эффективного
функционирования системы качества и организации в целом. Высшее руководство должно хорошо понимать эти принципы и внедрять их в
свою собственную работу;
- роль высшего руководства в СМК. Эта тема призвана раскрыть влияние позиции руководства организации на результативность и
эффективность работы компании. По данной теме должны быть представлены основные методы и средства, позволяющие высшему руководству
демонстрировать свое лидерство в вопросах качественного управления;
- процессный подход и его применение в СМК. Современные концепции управления связаны с представлением работы организации как набора
взаимосвязанных процессов. Система качества также рассматривает организацию как набор процессов. В рамках этой темы высшему руководству
должны быть представлены основные идеи процессного подхода, а также применение процессного
подхода в системе менеджмента качества;
- мотивация персонала в СМК. Важнейшим элементом любой организации является персонал. Одной из задач высшего руководства
является мотивация сотрудников на эффективный труд. По этой теме необходимо дать высшему руководству представление о роли в
системе мотивации и управления персоналом.
- основные требования стандарта ISO 9001:2015. В рамках данной темы высшее руководство организации должно быть ознакомлено
с требованиями системы качества. Для руководителей высшего звена нет необходимости
подробно изучать каждое требование стандарта, однако, руководство должно иметь представление о том, какие действия потребуются
как от рядовых сотрудников, так и от руководителей для внедрения системы качества.
- этапы внедрения СМК. Эта тема должна давать представление высшему руководству о том, как должен быть организован проект по
внедрению системы качества. В рамках темы необходимо представить какие этапы работ предстоит выполнить сотрудникам организации,
каких ресурсов и временных затрат потребует внедрение СМК.
Выбор методов обучения высшего руководства
Выбор методов обучения высшего руководства во многом зависит от заинтересованности самих руководителей в системе качества. Для
проведения эффективного обучения руководства организации желательно, чтобы такое обучение прошло в два этапа.
Первым этапом обучения руководства может быть дистанционный курс, который даст общее представление о системе качества и роли
руководства организации в этой системе. Вторым этапом обучения может являться очное обучение в группе. Обучение в группе позволит
реализовать мотивационную составляющую обучения.
На первом этапе обучения, в рамках дистанционного курса, руководителям организации необходимо ознакомиться с информацией по
системе качества, понять преимущества этой системы, освоить принципы системы качества, получить общее представление о требованиях
стандарта и роли руководства в системе качества. Дистанционное обучение позволит руководителям организации свободно выбирать время
обучения и не отрываться от своей основной деятельности.
На втором этапе обучения, в ходе очного курса, основное внимание необходимо уделить мотивационной составляющей. Поэтому важно,
чтобы в ходе обучения была возможность посетить предприятия с уже действующими системами качества. В ходе этого этапа обучения
желательно оторваться от текущей работы по управлению своей организацией.