Домик качества. Часть 2

Домик качества строится в следующем порядке:

Шаг 1. Определение требований потребителя

Выявляются сегменты рынка, для которых будет проводиться QFD и определяются основные виды потребителей в этих сегментах. Для этого собирается и анализируется информация от потребителей. Чтобы выявить и структурировать требования, могут применяться такие инструменты качества как диаграмма сродства и древовидная диаграмма. Эти требования вносятся в матрицу - домик качества в раздел требования потребителя. Требования могут быть структурированы по видам, например, эргономичность, исполнение и т.п.

Кроме того, на данном шаге необходимо определить законодательные и иные нормативные требования. Эти требования могут быть представлены в стандартах и законодательных документах. Требования вносятся в тот же раздел домика качества, что и требования потребителя.

Рассмотрим домик качества, построенный на примере печатающего устройства.

Домик качества - требования потребителя

Шаг 2. Определение важности требований для потребителя

Для определения рейтинга важности может применяться шкала от 1 до 5, где 5 означает максимальную важность, а 1 минимальную важность. Чтобы ранжировать требования потребителей по степени важности применяют матрицу приоритетов или метод консенсуса. Результат заносят в домик качества.

Домик качества - важность требований

Шаг 3. Определение конкурентного рейтинга потребителя

Конкурентный рейтинг дает возможность установить конкурентные преимущества разрабатываемого продукта или услуги в сравнении с аналогичными. Для сравнения выбираются продукты (услуги) нескольких компаний и проводится оценка реализации требований потребителя в продуктах этих компаний.

Домик качества - рейтинг потребителя

Шаг 4. Определение технических требований

Технические требования представляют свойства изделия (услуги) с инженерной точки зрения и позволяют проводить измерения и сравнения характеристик. Для определения технических требований могут применяться спецификации аналогичных изделий (услуг) или наборы характеристик, указываемых в справочниках, стандартах и технических нормативах. На данном шаге домик качества содержит только названия требований.

Домик качества - технические требования

Шаг 5. Построение матрицы взаимосвязи

Следующим этапом построения домика качества является определение взаимосвязи требований потребителя и технических требований. Для выявления силы взаимосвязи применяется шкала значений 9,3,1, где 9 означает сильную взаимосвязь, 3- среднюю, 1 – слабую. Чтобы отобразить взаимосвязь применяются символьные обозначения.

Домик качества - матрица взаимосвязи требований

Описание технологии QFD и пошаговое руководство построения Домика качества представлено в брошюре "Домик качества (технология QFD)". Брошюру можно приобрести в интернет-магазине "Менеджмент качества".

Домик качества

Брошюра "Домик качества (технология QFD)" представляет один из популярным методов совершенствования качества - метод развертывания функций качества. Этот метод был разработан в Японии в 60-е годы и с успехом применялся многими японскими компаниями для улучшения качества своей продукции и повышения конкурентоспособности.

Технология развертывания функций качества (Quality Function Deployment) основывается на применении диаграмм особого вида. Эти диаграммы получили название - домик качества. Технология QFD предусматривает построение 4-х домиков качества, которые последовательно преобразуют требования потребителей в характеристики производственных процессов и методов контроля.

В брошюре приводится подробное описание этапов применения технологии QFD и дается пошаговое руководство построения домика качества для одного из этапов. На конкретном примере разбирается порядок преобразования требований потребителей в технические требования к продукции.

Документ включает в себя 18 страниц.

Формат документа - pdf.

 

<< Домик качества. Часть 1 _____________ Домик качества. Часть 3 >>