Выявляются сегменты рынка, для которых будет проводиться QFD и определяются основные виды потребителей в этих сегментах.
Для этого собирается и анализируется информация от потребителей. Чтобы выявить и структурировать требования, могут применяться
такие инструменты качества как диаграмма сродства и древовидная диаграмма. Эти требования вносятся в матрицу - домик качества в
раздел требования потребителя. Требования могут быть структурированы по видам, например, эргономичность, исполнение и т.п.
Кроме того, на данном шаге необходимо определить законодательные и иные нормативные требования. Эти требования могут быть
представлены в стандартах и законодательных документах. Требования вносятся в тот же раздел домика качества, что и требования
потребителя.
Рассмотрим домик качества, построенный на примере печатающего устройства.
Шаг 2. Определение важности требований для потребителя
Для определения рейтинга важности может применяться шкала от 1 до 5, где 5 означает максимальную важность, а 1 минимальную
важность. Чтобы ранжировать требования потребителей по степени важности применяют матрицу приоритетов или метод консенсуса.
Результат заносят в домик качества.
Шаг 3. Определение конкурентного рейтинга потребителя
Конкурентный рейтинг дает возможность установить конкурентные преимущества разрабатываемого продукта или услуги в сравнении с
аналогичными. Для сравнения выбираются продукты (услуги) нескольких компаний и проводится оценка реализации требований потребителя
в продуктах этих компаний.
Шаг 4. Определение технических требований
Технические требования представляют свойства изделия (услуги) с инженерной точки зрения и позволяют проводить измерения и
сравнения характеристик. Для определения технических требований могут применяться спецификации аналогичных изделий (услуг) или
наборы характеристик, указываемых в справочниках, стандартах и технических нормативах. На данном шаге домик качества содержит
только названия требований.
Шаг 5. Построение матрицы взаимосвязи
Следующим этапом построения домика качества является определение взаимосвязи требований потребителя и технических требований.
Для выявления силы взаимосвязи применяется шкала значений 9,3,1, где 9 означает сильную взаимосвязь, 3- среднюю, 1 – слабую. Чтобы
отобразить взаимосвязь применяются символьные обозначения.
Брошюра "Домик качества (технология QFD)" представляет один из популярным методов совершенствования качества - метод развертывания функций
качества. Этот метод был разработан в Японии в 60-е годы и с успехом применялся многими японскими компаниями для улучшения качества своей продукции
и повышения конкурентоспособности.
Технология развертывания функций качества (Quality Function Deployment) основывается на применении диаграмм
особого вида. Эти диаграммы получили название - домик качества. Технология QFD предусматривает построение 4-х домиков качества, которые
последовательно преобразуют требования потребителей в характеристики производственных процессов и методов контроля.
В брошюре приводится подробное
описание этапов применения технологии QFD и дается пошаговое руководство построения домика качества для одного из этапов. На конкретном примере
разбирается порядок преобразования требований потребителей в технические требования к продукции.