Обучение по менеджменту качества

Построить и внедрить систему качества без обученных сотрудников проблематично, даже если для этого привлечь внешних консультантов. Причина этого проста – система качества это система, в которой ежедневно и систематически работают сотрудники организации, а не консультанты.

Для эффективного внедрения и работы системы менеджмента качества необходимо обучение следующих категорий сотрудников:

  • высшее руководство;
  • специалисты предприятия (рабочая группа внедрения);
  • внутренние аудиторы;
  • работники подразделений.

Все эти категории должны пройти обучение по менеджменту качества, но по разным программам и в разных объемах.

Высшее руководство. Из числа высшего руководства должны быть обучены руководитель организации и все его заместители. Основная цель обучения руководства организации - дать представление о системе качества, ознакомить с преимуществами, которые дает внедрение системы качества, с положениями стандартов ИСО серии 9000.

Самая главная цель обучения руководителей организации заключается в объяснении важности их участия и их роли в построении и функционировании системы качества.

Специалисты предприятия. Специалисты предприятия, входящие в состав рабочей группы по качеству должны быть обучены все, т.к. основная нагрузка по разработке, внедрению и поддержанию функционирования системы качества ложится на них. Цель обучения этих специалистов – обеспечить понимание требований стандарта ИСО 9001:2015 и возможность самостоятельно вести разработку и внедрение системы качества. Темы, которые эти специалисты должны изучить могут быть следующими – разъяснение требований стандарта ИСО 9001:2015 с примерами реализации требований, структура документации системы качества, разработка документов системы качества, методы документирования процессов организаций, состав и содержание руководства по качеству, организация и проведение внутренних аудитов, организация и проведение улучшений системы качества.

Курс для специалистов должен иметь практическую направленность на реализацию требований стандарта ИСО 9001:2015. Из числа этих специалистов могут быть выбраны внутренние аудиторы системы качества.

Внутренние аудиторы. Внутренние аудиторы, это люди, которые будут осуществлять периодические проверки работоспособности системы качества, поэтому они должны, во-первых, хорошо знать требования стандарта ИСО 9001:2015, во-вторых, технику и методы проведения аудита систем качества. Кроме того, для повышения эффективности аудитов желательно, чтобы эти люди хорошо знали работу предприятия в целом. Внутренние аудиторы могут быть выбраны как из числа специалистов, входящих в состав рабочей группы внедрения системы качества, так и из числа других сотрудников предприятия.

Примерные темы, которые должны знать внутренние аудиторы могут включать изучение требований стандарта ИСО 9001:2015 с акцентом на способы проверки реализации требований, планирование и организация аудита, документация аудита, правила и методы ведения аудитных бесед, правила обработки результатов аудита, анализ результатов аудита. Желательно, чтобы в ходе обучения был проведен учебный аудит.

Работники подразделений. Работники подразделений должны учиться работать в системе качества, поэтому основное, чему они должны быть обучены – это работа по процедурам и документации системы качества. Перед началом использования процедуры или документа системы качества работникам подразделений необходимо рассказать, какова цель их внедрения и как по ним работать. Объем обучения будет зависеть от сложности процедур и документации.