Высшее руководство

Обучение высшего руководства является неотъемлемой частью внедрения системы качества. Высшее руководство организации является самым заинтересованным звеном в эффективном функционировании системы менеджмента качества.

Система качества помогает руководителям ставить наиболее важные цели бизнеса. За счет отлаженных процессов и четких правил взаимодействия СМК дает возможность достигать поставленных с целей с минимальными затратами. Для высшего руководства важно понимать основные принципы работы системы качества, ее преимущества и методы совершенствования деятельности организации.

Одним из принципов стандарта ISO 9001:2015 является принцип лидерства руководства. Обеспечить лидерство руководства без понимания конкретных целей и желаемых результатов невозможно. Помимо лидерских качеств руководителям организации необходимо обладать достаточными знаниями, чтобы система качества начала внедряться и стала приносить выгоду организации.

Высшее руководство должно пройти обучение по СМК на самых ранних стадиях внедрения системы или даже до принятия решения о внедрении. Система качества (эффективная и реально работающая) не является «коробочным» продуктом, который можно взять с полки и применить в бизнесе. Каждая система качества уникальна, и именно участие высшего руководства делает ее работоспособной и эффективной.

Обучение высшего руководства позволит определить основные методы внедрения системы в условиях собственной организации, выгоды от внедрения именно в своей организации и перспективы дальнейшего развития как системы качества, так и компании в целом.

Обучение высшего руководства

Понятие Высшее руководство может трактоваться по-разному. Для того чтобы система качества начала внедряться и стала давать результат, необходимо обучить именно тех представителей высшего руководства, от которых будет зависеть эффективная работа СМК. С точки зрения стандарта ISO 9000:2015 к представителям высшего руководства могут относиться владельцы бизнеса и руководители, имеющие право принятия стратегических решений. Обучение по СМК должны пройти именно эти представители высшего звена управления.

Желательно, чтобы обучение высшего руководства включало в себя две составляющие:

  • мотивационная составляющая. Для того чтобы в дальнейшем мотивировать своих сотрудников на эффективную работу, руководители должны видеть конкретные примеры работы системы качества и пользу от ее внедрения;
  • информационная составляющая. Эта часть обучения позволяет руководителям понимать основные принципы внедрения и работы СМК, а также возможности по применению системы качества в условиях своей организации.

Наиболее подходящей формой обучения для мотивационной составляющей будет являться обучение на очных курсах, в сводных группах. В такие группы, как правило, входят руководители различных предприятий. Это позволяет им обмениваться опытом работы и оценивать работу участников группы. Обязательной частью такого обучения должно являться посещение предприятий и организаций, в которых действует система качества.

Для информационной составляющей форма обучения может быть как очной, так и дистанционной. Обучение должно содержать четкую программу, необходимые пояснения по темам обучения и примеры реализации системы качества и ее требований.

Программа обучения высшего руководства может содержать следующие темы:

  • выгоды и преимущества системы менеджмента качества. Эта тема освещает основные преимущества от внедрения системы качества. Высшему руководству должны быть представлены внешние выгоды от системы качества. Они связаны с работой организации на рынке. И главное, должны быть представлены внутренние преимущества, которые связаны с системой управления организацией и взаимодействием сотрудников;
  • принципы менеджмента качества. По этой теме для высшего руководства должны быть разъяснены принципы, на основе которых строится и работает система качества. Соблюдение принципов является залогом успешного и эффективного функционирования системы качества и организации в целом. Высшее руководство должно хорошо понимать эти принципы и внедрять их в свою собственную работу;
  • роль высшего руководства в СМК. Эта тема призвана раскрыть влияние позиции руководства организации на результативность и эффективность работы компании. По данной теме должны быть представлены основные методы и средства, позволяющие высшему руководству демонстрировать свое лидерство в вопросах качественного управления;
  • процессный подход и его применение в СМК. Современные концепции управления связаны с представлением работы организации как набора взаимосвязанных процессов. Система качества также рассматривает организацию как набор процессов. В рамках этой темы высшему руководству должны быть представлены основные идеи процессного подхода, а также применение процессного подхода в системе менеджмента качества;
  • мотивация персонала в СМК. Важнейшим элементом любой организации является персонал. Одной из задач высшего руководства является мотивация сотрудников на эффективный труд. По этой теме необходимо дать высшему руководству представление о роли в системе мотивации и управления персоналом.
  • основные требования стандарта ISO 9001:2015. В рамках данной темы высшее руководство организации должно быть ознакомлено с требованиями системы качества. Для руководителей высшего звена нет необходимости подробно изучать каждое требование стандарта, однако, руководство должно иметь представление о том, какие действия потребуются как от рядовых сотрудников, так и от руководителей для внедрения системы качества.
  • этапы внедрения СМК. Эта тема должна давать представление высшему руководству о том, как должен быть организован проект по внедрению системы качества. В рамках темы необходимо представить какие этапы работ предстоит выполнить сотрудникам организации, каких ресурсов и временных затрат потребует внедрение СМК.

Выбор методов обучения высшего руководства

Выбор методов обучения высшего руководства во многом зависит от заинтересованности самих руководителей в системе качества. Для проведения эффективного обучения руководства организации желательно, чтобы такое обучение прошло в два этапа.

Первым этапом обучения руководства может быть дистанционный курс, который даст общее представление о системе качества и роли руководства организации в этой системе. Вторым этапом обучения может являться очное обучение в группе. Обучение в группе позволит реализовать мотивационную составляющую обучения.

На первом этапе обучения, в рамках дистанционного курса, руководителям организации необходимо ознакомиться с информацией по системе качества, понять преимущества этой системы, освоить принципы системы качества, получить общее представление о требованиях стандарта и роли руководства в системе качества. Дистанционное обучение позволит руководителям организации свободно выбирать время обучения и не отрываться от своей основной деятельности.

На втором этапе обучения, в ходе очного курса, основное внимание необходимо уделить мотивационной составляющей. Поэтому важно, чтобы в ходе обучения была возможность посетить предприятия с уже действующими системами качества. В ходе этого этапа обучения желательно оторваться от текущей работы по управлению своей организацией.