Диаграмма сродства

Диаграмма сродства предназначена для группирования и упорядочивания большого количества качественных (не числовых) данных. Группирование происходит по принципу родственности информации, которая связана с определенной темой. Каждая группа данных представляет собой группу, выделенную по некоторому признаку, характерному только для этой группы.

Данный инструмент качества относится к инструментам управления (к семи новым инструментам качества) и является «творческим» методом. Объединение информации в группы происходит в основном не за счет логической связи между этой информацией, а скорее за счет ассоциаций.

Применяется диаграмма сродства, когда необходимо сопоставить большое количество разрозненных фактов или идей, когда трудно сразу охватить и осмыслить связь комплексных данных или в ситуации, когда выполняется командная работа и команде трудно прийти к согласию в принятии того или иного решения.

Как правило, диаграмма сродства необходима для обработки результатов «мозгового штурма» или опросов и анкетирования.

Порядок создания диаграммы сродства следующий:

1. Определяется предмет исследования. В качестве предмета исследования могут выбираться несоответствия по процессу, часто возникающий брак в работе и т.п.

2. Собираются различные разрозненные данные по выбранному предмету исследования. В ходе выполнения этого шага важно обратить внимание на то, чтобы данные собирались «беспорядочно» - т.е. без целенаправленного поиска по какому-либо узкому направлению.

3. Данные распределяются по различным группам, имеющим общие характеристики или признаки. Распределение данных осуществляется на интуитивной основе. Для того чтобы иметь больше возможностей по группировке данных, на этом этапе не следует давать группам названия.

4. Данные в каждой группе пересматриваются, и выделяется общий признак или общая идея, объединяющая все элементы группы. Если не удается сформулировать общий признак, а количество элементов в группе достаточно велико, то группа разделяется на подгруппы, т.е. выполняется предыдущий шаг, но уже только с элементами выбранной группы.

5. Каждой группе данных присваивается название, которое отражает общий для группы признак.

6. Составляется диаграмма сродства в итоговом варианте.

Пример

1. Для примера, в качестве предмета исследования выбрана проблема – нарушение условий монтажа металлоконструкций.

2. Чтобы определить причины этой проблемы была создана рабочая группа из представителей разных подразделений организации. Рабочая группа методом «мозгового штурма» выявила возможные причины, которые были собраны в виде разрозненных данных.

Диаграмма сродства

3. Выполняем группировку данных по общим признакам. Названия общим признакам не присваиваются. Отдельные данные при последующей работе могут быть перенесены в другие группы.

Группировка данных

4. Выявляем общий признак для каждой группы:

группа 1 - вероятный общий признак – условия работы;

группа 2 - вероятный общий признак выделить сложно, поэтому группу необходимо разделить на подгруппы;

группа 3 - вероятный общий признак – контроль;

группа 4 - вероятный общий признак – человеческий фактор;

группа 5 - вероятный общий признак – средства обеспечения и снабжение;

группа 6 - вероятный общий признак – техника безопасности.

5. Пересматриваем состав данных каждой группы и формулируем окончательный вариант обобщающего признака. Всего получаем семь групп – условия работы, документация, идентификация, контроль, человек, обеспечение, безопасность.

6. Составляем итоговый вариант диаграммы сродства.

Итоговый вариант

Наглядность и простота представления данных, которые дает диаграмма сродства, является ее бесспорным преимуществом.

Но недостаток у диаграммы также существенный – это субъективность распределения данных по родственным признакам. Наиболее серьезно этот недостаток проявляется при индивидуальной работе. Метод «мозгового штурма» и командная работа несколько снижают субъективность, но не исключают ее.

Инструмент "диаграмма сродства" включен в состав сборника "Семь новых инструментов качества". Вы можете приобрести сборник "Семь новых инструментов качества" в интернет-магазине "Менеджмент качества".

Семь новых инструментов качества

Брошюра "Семь новых инструментов качества" включает в себя подробное описание инструментов управления качеством. Эти инструменты были разработаны союзом японских ученых и инженеров в 1979 г. и завоевали популярность на многих предприятиях различных отраслей. Инструменты отличаются своей простотой и наглядностью, при этом являются очень эффективными, интуитивно понятными.

В брошюре представлено описание и даны примеры применения следующих инструментов управления качеством:

  • Диаграмма сродства;
  • Диаграмма связей;
  • Древовидная диаграмма;
  • Матричная диаграмма;
  • Сетевой график;
  • Диаграмма принятия решений (PDPC);
  • Матрица приоритетов.

Документ включает в себя 36 страниц.

Формат файла - pdf.