Отличия ИСО 9001:2015 разделы 1-6

Для проведения сравнения и выявления отличий стандарта ИСО 9001:2008 от ИСО 9001:2015 разделы стандарта ИСО 9001:2015 сопоставлены с наиболее подходящими разделами стандарта ИСО 9001:2008. Текст стандартов не приводится. Указывается сущность сделанных изменений по каждому из разделов.

п.п. ИСО 9001:2015

п.п. ИСО 9001:2008

Сущность изменений новой версии стандарта

01. Общие положения.

01. Общие положения.

Версия стандарта ИСО 9001:2015 содержит два дополнительных пункта (c) и (f).

Вместо термина «окружение организации», который применялся в ISO 9001:2008 версия ISO 9001:2015 использует термин «контекст». Этот термин включает в себя внутренние факторы (например, культура организации) и внешние факторы (например, социально-экономические условия), в которых работает организация.

02. Стандарты ISO на системы менеджмента.

03. Взаимосвязь с ISO 9004.

Этот раздел указывает на связь ключевых стандартов системы менеджмента: ISO 9001, ISO 9000, ISO 9004. Также, в этом разделе указывается взаимосвязь со стандартами ISO серии 10000, список которых приводится в приложении C. Стандарты ISO серии 10000 призваны помочь организации в вопросах определения и поиска методов улучшения системы, процессов или деятельности.

03. Процессный подход.

02. Процессный подход.

В этом разделе представлена новая модель взаимосвязи процессного подхода и разделов стандарта ИСО 9001:2015.

04. Цикл PDCA.

02. Процессный подход.

В версии ИСО 9001:2008 этот цикл включался в состав раздела «процессный подход». В новой версии (ИСО 9001:2015) он выделен в отдельный подраздел.

В этом разделе объясняется, каким образом цикл PDCA применяется к процессам.

05. Представления о подходе, основанном на рисках.

01. Общие положения.

Версия ИСО 9001:2008 только упоминала о рисках, связанных с окружением организации. Однако в состав разделов стандарта эти требования не входили. В новой версии стандарта ISO 9001:2015 риски играют более заметную роль. Организация должна определить свои риски и предпринять действия по реагированию на них.

06. Взаимосвязь с другими стандартами на системы менеджмента.

04. Совместимость с другими системами менеджмента.

В отличие от версии ISO 9001:2008 здесь даются пояснения по применению единой структуры стандартов на системы менеджмента.

1. Область применения.

1. Область применения.

1.1 Общие положения.

Данный раздел почти не изменился. В сравнении с версией ИСО 9001:2008 в данном разделе нет подразделов. Подраздел 1.2 «Применение», который содержался в версии 2008г., преобразован в раздел 4.3. При этом термин «исключения» в новой версии ISO 9001:2015 не применяется.

2. Нормативные ссылки.

2. Нормативные ссылки.

В новой версии стандарта ИСО 9001:2015 нормативные ссылки не содержатся. Версия 2008 г. содержала в этом разделе ссылку на стандарт ISO 9000:2005. Отсутствие ссылки в новой версии связано с тем, что все необходимые термины включены в раздел 3 ИСО 9001:2015.

3. Термины и определения.

3. Термины и определения.

Версия 2008 г. содержала ссылку на стандарт ISO 9000:2005 (словарь). Версия ISO 9001:2015 содержит в этом разделе все необходимые термины, что избавляет от необходимости ссылаться на ISO 9000:2005. Состав терминов расширен. Появились термины, которых нет в ISO 9000:2005.

4. Контекст организации.

отсутствует.

Новый заголовок раздела.

4.1 Понимание организации и ее контекста.

отсутствует.

Это новые требования, в соответствии с которыми организация должна определить внутренние и внешние условия, влияющие на ее систему менеджмента. Внешним аудиторам организация должна продемонстрировать результаты анализа этих условий.

4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон.

отсутствует.

Это новые требования. Организация должна определить потребности своих клиентов, владельцев, персонала, поставщиков, общества и т.д. которые могут оказать влияние на систему менеджмента качества. Выполнение этих требований имеет большое значение, т.к. зачастую, требования потребителей, это не единственные требования, влияющие на систему качества.

4.3 Определение области действия системы менеджмента качества.

1.2 Применение.

Этот раздел требует от организации определить область действия системы качества. Она должна быть установлена с учетом условий п.п.4.1 и п.п. 4.2, а также с учетом продукции и услуг организации.

Термин «исключения» больше не применяется. Вместо него употребляется - «требования, которые не могут быть применены».

Новая версия стандарта ИСО 9001:2015 устанавливает, что если требование может быть применено (в пределах указанной области), то оно должно быть применено.

Область действия системы качества может включать всю организацию, отдельные функции, отдельные подразделения или одну или несколько функциональных групп.

Область действия системы качества должна быть документирована.

4.4 Система менеджмента качества и ее процессы.

4.1 Общие требования.

В новой версии ISO 9001:2015 делается меньший акцент на документированности системы и больший на процессном подходе. В соответствии с новой версией для процессов должны быть определены дополнительные характеристики:

  • входы и выходы процесса;
  • характеристики исполнения;
  • ответственность и полномочия;
  • риски, возможности и методы реагирования на них.

Документированная информация требуется как для управления процессами, так и для подтверждения результатов работы.

5. Лидерство.

5. Ответственность руководства.

Новое название раздела.

5.1 Лидерство и обязательства.

5.1 Обязательства руководства.

Новое название раздела.

5.1.1 Лидерство и обязательства в системе менеджмента качества.

5.1 Обязательства руководства.

В новой версии ИСО 9001:2015 предъявляются дополнительные требования к роли высшего руководства. В частности, высшее руководство должно:

  • нести ответственность за эффективность системы;
  • гарантировать интеграцию требований системы менеджмента качества и бизнес процессов организации;
  • стимулировать распространение процессного подхода;
  • гарантировать достижение системой качества требуемых результатов;
  • участвовать, направлять и поддерживать людей, чтобы способствовать работе системы менеджмента качества;
  • стимулировать постоянное улучшение системы качества;
  • обеспечивать поддержку других ролей управления.

5.1.2 Ориентация на потребителей.

5.2 Ориентация на потребителей.

В сравнении с версией ИСО 9001:2008 требования прописаны более подробно, однако их суть осталась та же. Кроме того, появилось новое требование. Высшее руководство отвечает за определение рисков и возможностей, которые могут повлиять на удовлетворенность потребителей.

5.2 Политика в области качества.

5.3 Политика в области качества.

Появилось дополнительное требование, которое связано с доступностью политики в области качества всем заинтересованным сторонам.

5.3 Роли, ответственность и полномочия в организации.

5.5.1 Ответственность и полномочия.

5.5.2 Представитель руководства.

В новой версии ИСО 9001:2015 нет требования о наделении полномочиями отдельного представителя руководства. Тем не менее, ответственность и полномочия сохраняются. Теперь они могут быть распределены между несколькими людьми.

6. Планирование системы менеджмента качества.

5.4.2 Планирование создания и развития системы менеджмента качества.

Новое название раздела.

6.1 Действия по реагированию на риски и возможности.

отсутствует.

Это новые требования стандарта. В версии ИСО 9001:2008 концепция управления рисками только упоминалась, но при этом никаких действий по управления рисками не требовалось.

Новая версия ИСО 9001:2015 требует предпринимать действия по реагированию на риски и возможности при внедрении системы. Однако наличие формализованной системы управления рисками или документированных процессов управления рисками не обязательно.

Организация должна учесть риски и возможности, влияющие на систему качества, в ходе ее разработки.

6.2 Цели в области качества и планирование достижения целей.

5.4.1 Цели в области качества.

5.4.2 Планирование создания и развития системы менеджмента качества.

Версия стандарта ИСО 9001:2008 подразумевает, что о целях в области качества необходимо информировать заинтересованные стороны. Регулярный мониторинг целей и их измерение также подразумевается. Новая версия ИСО 9001:2015 устанавливает эти требования в явном виде.

Кроме того, организация должна планировать достижение целей в области качества. Это означает, что для каждой цели в области качества необходимо установить:

  • что должно быть сделано, кем и когда;
  • ресурсы для достижения целей;
  • каким образом будут оцениваться результаты достижения целей.

6.3 Планирование изменений.

5.4.2 (б) … сохранялась целостность системы менеджмента качества при планировании и внедрении изменений.

Этот раздел расширяет требования п.п. 5.4.2 (б) версии стандарта ISO 9001 2008.

Новая версия ISO 9001:2015 требует, чтобы при внедрении изменений были учтены:

  • цели изменений и возможные последствия;
  • целостность системы качества;
  • наличие и доступность ресурсов;
  • обязанности и полномочия.

Разделы 7-8 >>

ISO 9001:2015 Новые требования. Сравнение с ISO 9001:2008

В 2015 году вышла новая версия ISO 9001. Она содержит много новых изменений. Что это за изменения? Как они повлияют на действующие системы качества? В чем отличие новой версии? Ответить на эти вопросы можно проведя анализ ISO 9001:2015 и сравнив требования этого стандарта с требованиями ISO 9001:2008.

Брошюра "ISO 9001:2015. Новые требования. Сравнение с ISO 9001:2008" дает представление об изменениях стандарта ISO 9001. В ней приводится детальное сравнение требований двух версий стандарта по каждому разделу и указывается в чем заключается отличие.

Те, кто задумывается о внедрении системы качества и интересуется изменениями стандарта, также смогут найти в ней много полезной информации.

Документ включает в себя 27 страниц.