На главную
"Проблема не в повышении качества. Повышение качества есть решение проблемы" Э. Деминг
Общая информация   Аккредитация   Автоматизация СМК   Документация СМК   Стандарты ИСО 9000   Аудит СМК   Внедрение СМК   Интернет магазин    
www.kpms.ru   Карта сайта   Написать письмо    

>> Стандарты ИСО 9000\ ISO 9001:2015 DIS\ Раздел 7 Пояснения

Pointer Назначение ISO 9000
Pointer Развитие ISO 9000
Pointer Принципы стандартов
Pointer Структура серии 9000
Pointer Отличия ISO 9001:2008
  Разделы 1-3
  Разделы 4-6
  Раздел 7
  Раздел 8
Pointer ISO 9001:2015 DIS
  Разделы 0-3 Пояснения
  Раздел 4 Пояснения
  Раздел 5 Пояснения
  Раздел 6 Пояснения
  Раздел 7 Пояснения
  Раздел 8 Пояснения
  Раздел 9 Пояснения
  Раздел 10 Пояснения
Отличия ISO 9001:2015
  Разделы 1-6
  Разделы 7-8
  Разделы 9-10
Обучение ISO 9001 2015
Pointer Отраслевые версии
  Аэрокосмическая отрасль
  Отличия AS9100:2009
  Разделы 1-3
  Разделы 4-6
  Раздел 7
  Раздел 8
  Образование
  Сельское хозяйство
  Автомобилестроение
  Здравоохранение
  Стандарты JCI
  ISO 13485:2003
  Строительство
  Стандарты СРО
  Еврокоды в строительстве
  Пищевая отрасль
  ХАССП
  ИСО 22000
  Нефтегазовая отрасль
Pointer ISO 14001:2014 DIS

ИСО 9001:2015 Раздел 7

На данной странице представлены пояснения к п.п. 7.1.1- 7.1.3 стандарта ИСО 9001:2015.

 

Книга по ИСО 9001

 

 

 

Полный текст пояснений ко всем требованиям стандарта ИСО 9001:2015 содержится в книге "ИСО 9001:2015. Пояснения. Интерпретация требований. Руководство по внедрению".

Книгу можно приобрести в интернет-магазине "Менеджмент качества".

 

 

 

 

 

 

Новости сайта:

31.08.2016

В раздел "Документация СМК" добавлены сведения по концепции развития организации.

21.07.2016

В раздел "Стандарты ИСО 9000" добавлены пояснения по требованиям стандарта ИСО 9001:2015.

 
Поиск по сайту:
 
 
Новые поступления:  

Пример документа "Номенклатура дел лаборатории"

Пример документа "Концепция развития организации"

Книга "ИСО 9001:2015. Пояснения. Интерпретация требований. Руководство по внедрению"

Брошюра "Критерии аккредитации лаборатории в Российской национальной системе аккредитации. Пояснения"

 
Поделиться:  
 
 
Требования п.п. 7.1 "Ресурсы"
Подраздел 7.1.1 "Общие положения"
Текст стандарта

Организация должна определить и обеспечить наличие ресурсов, необходимых для разработки, внедрения, поддержания и постоянного улучшения системы менеджмента качества.

Организация должна рассматривать:

a) возможности и ограничения, связанные с существующими внутренними ресурсами;

b) то, что необходимо получить от внешних поставщиков.

Похожий раздел ИСО 9001:2008 6.1 «Обеспечение ресурсами»
Пояснения

Раздел 7.1.1. требует определить ресурсы, необходимые для системы качества. К ресурсам относят: персонал, материалы, энергию, оборудование, технологию работы, инфраструктуру, знания, время и пр. Более подробные требования по каждому из видов ресурсов содержатся в последующих разделах. Ресурсы нужны для того, чтобы разработать, внедрить и обеспечить нормальное функционирование системы качества.

Важно обратить внимание, что подходить к планированию ресурсов для системы качества нужно также строго, как и к ресурсам для производства продукции или предоставления услуг.

При планировании организация должна учитывать возможности и ограничения по внутренним и внешним ресурсам. Это требование связано с риск-ориентированным мышлением. Когда планируются ресурсы для системы качества необходимо предусмотреть источники поступления ресурсов и то, каким образом свойства источников могут повлиять на надёжность их предоставления.

Избыточные ресурсы ведут к дополнительным затратам, а их недостаток означает, что какие-то элементы системы качества не смогут нормально функционировать. В результате пострадает качество продукции или услуг, которые предоставляются потребителю.

Что делать для выполнения требований

Чтобы выполнить требования данного пункта стандарта необходимо:

  • определить состав ресурсов, которые требуются на каждом из этапов существования системы качества (на этапе разработки, внедрения, функционирования, внесения изменений);
  • определить источники поступления ресурсов (внутренние и/или внешние);
  • установить требования к каждому из видов ресурсов (например, квалификацию персонала, вид оборудования, период работы и пр.);
  • оценить свойства источников ресурсов. Под свойствами понимается способность источника ресурсов удовлетворять заданным требованиям;
  • определить объём привлекаемых ресурсов;
  • предусмотреть действия на случай возникновения недостатка ресурсов.
Какая информация необходима

Данный пункт стандарта не требует разработки специальных документов или документированной информации. Сведения о планировании ресурсного обеспечения для системы качества могут содержаться в существующих документах организации: графиках обеспечения ресурсами, организационной схеме, документах, устанавливающих распределение обязанностей, ответственности и полномочий, графиках обучения и подготовки персонала, планах закупок, протоколах оценки поставщиков и пр.

Подраздел 7.1.2 "Человеческие ресурсы"
Текст стандарта

Организация должна определить и обеспечить наличие должностных лиц, необходимых для результативного внедрения системы менеджмента качества и для функционирования и управления её процессами.

Похожий раздел ИСО 9001:2008 6.1 «Обеспечение ресурсами»
Пояснения

Главное условие достижения необходимых результатов – это правильный выбор исполнителей. Чтобы внедрить систему качества необходимо определить состав сотрудников, которые будут управлять этим процессом. Внедрение СМК затрагивает весь персонал организации – от высшего звена, до рядового исполнителя. Для каждого из них следует определить обязанности, ответственность и полномочия. Все сотрудники, принимающие участие во внедрении СМК, должны обладать необходимой компетентностью и навыками.

Стандарт ИСО 9001:2015 рассматривает организацию как набор взаимосвязанных и взаимодействующих процессов. В компании практически нет сотрудников, которые не принимают участие в их управлении или исполнении. Это означает, что данный пункт стандарта может быть применён по отношению ко всем сотрудникам организации (в пределах области действия СМК).

Что делать для выполнения требований

Чтобы выполнить требования стандарта необходимо:

  • определить и назначить должностное лицо, которое будет управлять внедрением и работой СМК. На уровне всей организации таким должностным лицом, как правило, является уполномоченный по качеству (представитель высшего руководства по качеству). Представителем руководства по качеству может быть владелец компании, член совета директоров, генеральный директор или один из его заместителей;
  • определить и назначить должностных лиц для управления внедрением на уровне процессов (назначить владельцев процессов). Владельцем процесса может быть руководитель (из состава высшего руководства или руководителей среднего звена), который в наибольшей степени заинтересован в результатах данного процесса;
  • определить и назначить ответственных за систему качества в каждом подразделении (как правило, руководитель подразделения или его заместитель);
  • определить состав исполнителей, принимающих участие в каждом из процессов системы качества.
Какая информация необходима

Состав должностных лиц необходимо фиксировать в документации (документированной информации). Такое документирование выполняется за счёт выполнения требований других разделов стандарта. Назначение должностных лиц может быть представлено в приказах и распоряжениях, должностных инструкциях, положениях о подразделениях, картах процессов, инструкциях и других, аналогичных документах.

Подраздел 7.1.3 "Инфраструктура"
Текст стандарта

Организация должна определить, создать и поддерживать инфраструктуру, необходимую для функционирования её процессов с целью достижения соответствия продукции и услуг.

Примечание

Инфраструктура может включать:

a) здания и связанные с ними инженерные сети и системы;

b) оборудование, включая технические и программные средства;

c) транспортные ресурсы;

d) информационные и коммуникационные технологии.

Похожий раздел ИСО 9001:2008 6.3 «Инфраструктура»
Пояснения

Выполнение любого бизнес-процесса требует наличия инфраструктуры. Организация обязана определить состав инфраструктуры, необходимой для процессов, которая влияет на соответствие продукции и предоставление услуг. Такая работа не может являться одномоментным действием. Состав инфраструктуры и потребность в ней следует периодически пересматривать, т.к. внешняя и внутренняя среда организации постоянно меняется.

Для каждого процесса может требоваться своя инфраструктура. Примеры, которые приведены в стандарте, не ограничивают компанию в выборе подходящих видов инфраструктуры.

Помимо создания, данный раздел требует поддерживать инфраструктуру в работоспособном состоянии. Организация может выполнять эти действия самостоятельно или с привлечением внешних подрядчиков. Способы и методы обеспечения работоспособности зависят от вида инфраструктуры и выбираются самой организацией или её подрядчиками.

Что делать для выполнения требований

Если организация уже существует, то она обладает минимально необходимой инфраструктурой, чтобы производить продукцию или предоставлять услуги. Поэтому, в большинстве случаев, чтобы выполнить требования стандарта (в отношении создания инфраструктуры), достаточно провести инвентаризацию имеющихся средств.

Если же организация создаётся заново или создаётся новый процесс, то на первоначальном этапе инфраструктуру необходимо спланировать. В зависимости от масштабов и сложности процессов, планирование может быть очень простым (например, для малой организации достаточно составить список потребности в ресурсах) или являться трудным и длительным процессом (для крупного завода разрабатывается проект оснащения).

Любой вид инфраструктуры нуждается в обслуживании. Без этого невозможно гарантировать её работоспособность. Хотя стандарт не требует какой-либо документированной информации, обслуживание инфраструктуры желательно проводить на плановой основе. Для этого необходимо создать планы периодического обслуживания. Факт проведения обслуживания фиксируется в виде документированной информации. Это позволяет контролировать исполнение планов.

Требования к инфраструктуре имеют особое значение для организаций и производств, где техническое состояние инфраструктуры сильно влияет на качество продукции или услуг (например, для лабораторий, пищевых производств, медицинских учреждений и пр.).

Какая информация необходима

Обязательного требования о ведении документированной информации по инфраструктуре стандарт не предъявляет. Состав инфраструктуры отражается в документах бухгалтерского учёта (ведомость инвентаризации), реестрах оборудования и техники, проектах производства, спецификациях и аналогичных документах. При необходимости, организация может составить отдельные списки элементов инфраструктуры. Они используются для обеспечения бесперебойной работы критически важных объектов или оборудования предприятия.

Для обслуживания инфраструктуры могут создаваться отдельные планы. Если обслуживанием занимаются сторонние организации, то план обслуживания включается в состав договора с обслуживающей организацией. Факт выполненного обслуживания может фиксироваться в планах или в актах выполненных работ.

 

         
     
             
       
© KPMS 2007-2016