ИСО 9001:2015 Раздел 10

На данной странице представлены пояснения к п.п. 10.1 стандарта ИСО 9001:2015.

п.п. 10.1 "Общие положения"

Организация должна определять и выбирать возможности для улучшения и осуществлять необходимые действия для выполнения требований потребителей и повышения их удовлетворённости.

Это должно включать:

a) улучшение продукции и услуг в целях выполнения требований, а также учёта будущих потребностей и ожиданий;

b) коррекцию, предотвращение или снижение влияния нежелательных воздействий;

c) улучшение результатов деятельности и результативности системы менеджмента качества.

Примечание — Примеры улучшения могут включать коррекцию, корректирующее действие, постоянное улучшение, прорывное изменение, инновацию и реорганизацию.

Похожий раздел ИСО 9001:2008 - 8.5.1 «Постоянное улучшение»

Пояснения:

Улучшение работы организации и системы качества является ключевым фактором в повышении удовлетворённости потребителей. Однако это не означает, что организация должна постоянно вносить изменения в свою работу или систему качества. Улучшение может быть реализовано в виде повторяющихся действий, которые выполняются по мере выявления отдельных возможностей. Стандарт не обязывает внедрять все улучшения. Вносить изменения в деятельность, процессы или продукцию нужно только в том случае, если такие изменения целесообразны.

Организация должна разработать и применять систему совершенствования. Под системой понимается набор подходов, методологий, инструментов и технологий, которые компания использует, чтобы добиться улучшений в своей работе. Эти улучшения бывают долгосрочными, среднесрочными и оперативными (краткосрочными). Долгосрочные улучшения обычно затрагивают все процессы организации, инфраструктуру и производственную среду. Среднесрочные улучшения воздействуют на отдельные процессы или отдельные элементы инфраструктуры. Оперативные улучшения затрагивают отдельные работы в рамках процессов.

Для каждого вида улучшений должен быть разработан свой порядок проведения.

Что делать для выполнения требований:

Для выполнения требований данного раздела стандарта организации необходимо:

  • определить объекты, в отношении которых могут выполняться улучшения. Стандарт задаёт минимальный состав таких объектов: продукция и услуги, процессы, система качества, организация в целом. Помимо указанных, объектами улучшений могут быть: технологии, знания, инфраструктура, среда организации и т.п.;
  • установить «масштабность» улучшений. Она определяется периодом их внедрения: долгосрочные, среднесрочные, оперативные;
  • установить виды улучшений, которые могут применяться к выбранным объектам. Примеры видов улучшений заданы стандартом. К видам улучшений относятся: коррекция, корректирующие действия, непрерывное совершенствование (японский подход «Кайдзен»), реинжиниринг и пр.;
  • разработать порядок и правила осуществления улучшений для каждого из видов.

Какая информация необходима:

Порядок проведения улучшений желательно представить в виде документированной информации. Этот порядок может отличаться для различных видов улучшений. Разработка порядка действий позволяет организации подходить к вопросу улучшений системно.

Особенность системы качества заключается в том, что возможности для усовершенствования могут возникать случайно, в ходе выполнения повседневной работы. Например, при контроле процесса, ответе на претензии потребителей, в ходе производственных совещаний или составлении оперативных планов. Для того чтобы использовать возможности по улучшению, организация должна располагать системой регистрации, оценки, планирования и реализации предложений по совершенствованию.

Порядок действий по улучшению может быть представлен в виде методики или процедур системы качества. Частью таких процедур являются процедуры выполнения коррекций и корректирующих действий.