На главную
"Проблема не в повышении качества. Повышение качества есть решение проблемы" Э. Деминг
Общая информация   Аккредитация   Автоматизация СМК   Документация СМК   Стандарты ИСО 9000   Аудит СМК   Внедрение СМК   Интернет магазин    
www.kpms.ru   Карта сайта   Написать письмо    

>> Документация СМК\ Анализ СМК со стороны руководства

Pointer Структура документации
Pointer Политика качества
  Пример
Pointer Цели по качеству
  Пример
Pointer Руководство по качеству
  Пример. Часть 1
  Пример. Часть 2
  Пример. Часть 3
  Пример. Часть 4
  Пример. Часть 5
  Пример. Часть 6
  Пример. Часть 7
Pointer Управление документацией
  Пример процедуры
Pointer Управление записями
  Пример процедуры
Pointer Управление несоответствующей продукцией
  Пример процедуры
Pointer Корректирующие действия
  Пример процедуры
Pointer Предупреждающие действия
  Пример процедуры
Pointer Внутренние аудиты
  Пример процедуры
Pointer Карта процесса
  Пример
Pointer Записи по качеству
Pointer План качества
Pointer Анализ СМК
  Пример процедуры
  Протокол анализа СМК Пример
Pointer Управление персоналом
  Пример процедуры
Концепция развития

Анализ СМК со стороны руководства

Анализ СМК это систематическая, четко формализованная и документируемая деятельность руководства организации. Целью этой деятельности является определение пригодности, адекватности, результативности и эффективности системы менеджмента качества. Исходя из требований стандарта ISO 9001:2008 анализ СМК должен проводиться регулярно. Ответственность за анализ СМК возлагается на высшее руководство. Результаты анализа СМК со стороны руководства должны документироваться.

Хотя ответственность за анализ СМК возлагается на высшее руководство, это совсем не означает, что в анализе принимают участие только высшие руководители. Любая организация имеет различные уровни управления – стратегический, тактический и оперативный. Если руководство организации хочет, чтобы СМК была рабочей системой, а не инородным механизмом, то анализ СМК должен проводиться на всех уровнях управления. Соответственно, руководитель каждого уровня отвечает за проведение анализа СМК, но только по своей зоне ответственности.

Новости сайта:

31.08.2016

В раздел "Документация СМК" добавлены сведения по концепции развития организации.

21.07.2016

В раздел "Стандарты ИСО 9000" добавлены пояснения по требованиям стандарта ИСО 9001:2015.

 
Поиск по сайту:
 
 
Новые поступления:  

Пример документа "Номенклатура дел лаборатории"

Пример документа "Концепция развития организации"

Книга "ИСО 9001:2015. Пояснения. Интерпретация требований. Руководство по внедрению"

Брошюра "Критерии аккредитации лаборатории в Российской национальной системе аккредитации. Пояснения"

 
Поделиться:  
 
 

Для эффективной работы системы менеджмента качества анализ СМК должен быть организован по «каскадному» принципу. Т.е. он должен включать в себя анализ СМК на уровне проектов, подразделений, и организации в целом. На каждом из уровней периодичность такого анализа и объем будут различны. Форма проведения анализа СМК будет зависеть от масштабов организации.

Каскадный принцип анализа СМК

Несмотря на то, что анализ СМК со стороны руководства не относится к обязательным документированным процедурам системы качества, желательно разработать четкий порядок проведения анализа СМК на всех уровнях. Процедура анализа СМК со стороны руководства позволит эффективно использовать этот инструмент управления. Кроме того, она даст возможность наладить «вертикаль» системы отчетности для принятия адекватных решений. Например, анализ СМК на уровне проектов служит исходными данными для анализа СМК на уровне подразделения, результаты которого, в свою очередь, являются входными данными для анализа СМК на уровне организации в целом. Таким образом реализуется принцип СМК - принятие решений на основе фактов.

Документированная процедура позволит организовать и контролировать процесс анализа СМК со стороны руководства.

Для этого, в процедуре необходимо установить:

  • частоту и периодичность проведения анализа СМК со стороны руководства. Для каждого уровня управления необходимо определить свою периодичность анализа СМК. Например, на уровне проектов, анализ СМК может проводиться раз в месяц, на уровне подразделений – раз в квартал, а на уровне организации – при подведении итогов работы за год, т.е. один раз в год;
  • повестку дня и состав рассматриваемых исходных данных. Для каждого уровня управления повестка дня и состав данных будет свой;
  • список участников. Важно, чтобы для каждого уровня управления в анализе СМК принимал участие руководитель соответствующего уровня. Например, для стратегического уровня – генеральный директор или владелец компании, для тактического уровня (уровень составных подразделений)- руководитель подразделения, для оперативного уровня (исполняемые проекты или оперативная работа) – руководитель проекта (начальник участка, руководитель группы);
  • порядок проведения анализа СМК. В зависимости от уровня управления порядок и длительность проведения анализа будет свой. На оперативном уровне он будет проще, т.к. на этом уровне более простая подготовка, а на стратегическом - сложнее, т.к. требуется более длительная подготовительная работа;
  • способ документального представления результатов анализа СМК со стороны руководства и состав выходных данных. Для оперативного уровня этот способ желательно устанавливать максимально простым и быстрым;
  • ответственных за организацию анализа СМК. Как правило, ответственным за проведение анализа СМК является руководитель соответствующего уровня;
  • при необходимости, в процедуре можно установить критерии проведения внеплановых анализов СМК. Примерами таких критериев могут быть возникающие несоответствия, результаты аудитов, жалобы заказчиков и т.п. Для каждого уровня управления критерии будут свои. Определение того, на каком уровне необходимо провести анализ СМК будет зависеть от важности произошедшего события.
 

Входные данные анализа СМК

Чтобы получить эффективные результаты от анализа СМК со стороны руководства, он должен быть хорошо подготовлен. В зависимости от уровня управления подготовка исходных данных и их состав будет меняться. Стандарт ISO 9001:2008 определяет источники данных для анализа СМК. Следует отметить, что это именно источники данных, а не конкретный состав. Источники данных на всех уровнях управления могут быть одинаковыми, а вот конкретный состав будет изменяться от уровня к уровню.

Например, одним из источников данных, указанных в стандарте является результат аудитов или проверок. Для оперативного уровня (уровня проектов) в этом случае, конкретными данными могут являться – объем выполненных работ по проекту, количество изготовленных изделий и т.п. Для уровня составных подразделений (объединяют в своем составе несколько, более мелких подразделений) – исполнение бюджета по всем проектам подразделения, количество новых заказов и т.п. Для стратегического уровня (организации в целом) – объем полученной прибыли, объем затрат и т.п.

При подготовке исходных данных для анализа СМК со стороны руководства не стоит концентрировать внимание исключительно на вопросах качества. Это приведет к снижению эффективности анализа СМК. В частности, рассмотренный выше пример с результатами аудитов для уровня проектов малоэффективен, т.к. полный аудит проекта на соответствие требованиям СМК мероприятие не частое, а вот проверка руководителем проекта состояния дел может выполняться еженедельно.

С точки зрения стандарта ISO 9001:2008 источники данных для анализа СМК со стороны руководства должны включать в себя:

  • результаты аудитов (проверок). Для эффективно работающей системы необходимо рассматривать результаты всех проверок, а не только результаты аудитов СМК. На каждом уровне могут выполняться свои проверки, имеющие конкретные цели. Поэтому, установив в процедуре, какие виды проверок и аудитов существуют на каждом из уровней управления, организация значительно упростит работу сотрудников;
  • обратную связь от потребителей; Взаимодействие с потребителями может происходить на каждом из уровней управления. При этом формализация взаимодействия будет разной. На оперативном уровне это может быть устное общение, а на уровне руководства организации могут быть официально оформленные заявления или жалобы. Кроме того, потребители могут быть как внешними, так и внутренними (например, сотрудники одного подразделения могут являться потребителями работ смежных подразделений). При анализе СМК со стороны руководства на каждом из уровней управления необходимо рассматривать свои показатели взаимодействия с потребителями;
  • функционирование процессов и соответствие продукции. В зависимости от уровня управления меняется «горизонт» охвата руководителем процессов. Высшее руководство не может детально контролировать каждый процесс и каждую единицу продукции. Для эффективной работы необходимо в ходе анализа СМК оценивать работу процессов и соответствие продукции руководителем соответствующего уровня, и это необходимо зафиксировать в процедуре анализа СМК со стороны руководства;
  • статус предупреждающих и корректирующих действий. Анализ СМК со стороны руководства дает возможность на каждом из уровней управления определить, какие ошибки возникают в ходе работы, или какие могут возникнуть, и, соответственно, выработать необходимые решения по устранению их причин. Для каждого из уровней управления «масштабность» причин будет своя, состав действий, также свой;
  • последующие действия, вытекающие из предыдущего анализа СМК. В ходе любого совещания по анализу СМК, будь то на оперативном уровне, или уровне стратегического управления, принимаются решения о дальнейших действиях. Поэтому при проведении очередного анализа СМК необходимо рассматривать результат выполнения таких решений. В зависимости от уровня управления решения будут различные;
  • изменения, которые могли повлиять на систему менеджмента качества. Изменения могут быть как внешние, так и внутренние. И те, и другие способны оказать влияние на работу СМК. Анализ СМК со стороны руководства на каждом уровне должен рассматривать эти изменения и учитывать их при планировании дальнейших действий;
  • рекомендации по улучшению. За счет рекомендаций можно совершенствовать деятельность, как на уровне отдельных работ проекта, так и на уровне организации в целом. Поэтому этот источник данных также необходимо учитывать в ходе анализа СМК.
         
           
 
 
         
 

Выходные данные анализа СМК

Также как для входных данных, для выходных данных стандарт ISO 9001:2008 задает только источники необходимой информации, но не устанавливает конкретных показателей. Выходными данными анализа СМК со стороны руководства могут являться любые решения и действия, направленные на улучшение работы.

В соответствии со стандартом ISO 9001:2008 решения и действия могут касаться:

  • повышения результативности системы менеджмента качества и процессов организации;
  • улучшения продукции, согласно требованиям потребителей;
  • потребности в ресурсах.

Для каждого уровня управления эти решения могут быть выражены по-разному, в различных действиях. Форма представления решений также может быть разной. В частности, для стратегического уровня, решения могут оформляться в виде протокола, а для оперативного уровня может оказаться достаточным ведения записей в личном дневнике руководителя.

В завершении стоит отметить важный момент, связанный с документальным оформлением анализа СМК со стороны руководства. Этот момент скорее связан с сертификацией и получением «бумаги», чем с эффективностью работы СМК.

Стандарт ISO 9001:2008 требует от организации наличия записей, подтверждающих проведение анализа СМК. Поэтому многие организации, при подготовке прокола анализа СМК со стороны руководства в качестве исходных данных перечисляют состав источников информации, указанный в стандарте. А в качестве решений анализа СМК – состав информации выходных данных, перечисленных в стандарте. Хотя на самом деле, анализ проводится по совершенно конкретным показателям.

В большинстве случаев это связано с «ориентацией» на внешних аудиторов. Организация боится, что не сможет доказать выполнение требований стандарта. Такое решение может отделить систему качества от реально существующей ситуации. Чтобы избежать этого, при разработке процедуры анализа СМК со стороны руководства необходимо указывать из каких источников информации формируются конкретные входные данные для анализа на каждом уровне управления. При разработке решений по результатам анализа СМК, необходимо указывать по каким направлениям совершенствования деятельности принимаются эти решения.

         
   
       
© KPMS 2007-2016