На главную
"Проблема не в повышении качества. Повышение качества есть решение проблемы" Э. Деминг
Общая информация   Аккредитация   Автоматизация СМК   Документация СМК   Стандарты ИСО 9000   Аудит СМК   Внедрение СМК   Интернет магазин    
www.kpms.ru   Карта сайта   Написать письмо    

>> Аккредитация\ Аккредитация органа по сертификации\ Критерии аккредитации Пояснения п.п.6-14

Pointer Аккредитация
Pointer Аккредитация лаборатории
  Аккредитация испытательной лаборатории
  Аккредитация аналитической лаборатории
  Критерии Росаккредитации Пояснения (новое)
Pointer Аккредитация органа по сертификации
  Критерии аккредитации Пояснения п.п. 6-14
  Критерии аккредитации Пояснения п.п. 14.1-14.7
  Критерии аккредитации Пояснения п.п. 14.8-14.10
  Критерии аккредитации Пояснения п.п. 14.11-14.16

Критерии аккредитации органа по сертификации

в Российской национальной системе аккредитации

Пояснения п.п. 6 - 14

Данный документ представляет собой краткие пояснения по критериям аккредитации. Этим критериям должны соответствовать органы по сертификации, которые хотят получить аккредитацию в Российской национальной системе аккредитации (Росаккредитация).

Номера подпунктов критериев и их формулировка приводятся в том виде, как они указаны в приказе N 326 от 30 мая 2014г. Министерства Экономического Развития Российской Федерации. Приказ «Об утверждении критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации».

Новости сайта:

31.08.2016

В раздел "Документация СМК" добавлены сведения по концепции развития организации.

21.07.2016

В раздел "Стандарты ИСО 9000" добавлены пояснения по требованиям стандарта ИСО 9001:2015.

 
Поиск по сайту:
 
Новые поступления:

Пример документа "Номенклатура дел лаборатории"

Пример документа "Концепция развития организации"

Книга "ИСО 9001:2015. Пояснения. Интерпретация требований. Руководство по внедрению"

Брошюра "Критерии аккредитации лаборатории в Российской национальной системе аккредитации. Пояснения"

Поделиться:
 
  Критерии аккредитации органа по сертификации

 

 

Вы можете приобрести этот документ в интернет-магазине "Менеджмент качества" в форме брошюры "Критерии аккредитации органа по сертификации в Российской национальной системе аккредитации".

 

 

 

№ п.п. 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 14.1, 14.2, 14.3, 14.4, 14.5, 14,6, 14.7, 14.8, 14.9, 14.10, 14.11, 14.12, 14.13, 14.14, 14.15, 14.16

№ п.п. Формулировка критерия Краткие пояснения
6

Наличие системы менеджмента качества и соблюдение в деятельности органа по сертификации требований системы менеджмента качества, установленных в руководстве по качеству в соответствии с пунктом 14 настоящих критериев аккредитации.

Систему менеджмента качества органа по сертификации необходимо:

  • спланировать (определить область действия, определить состав процессов, подготовить план внедрения, назначить ответственных за систему качества, установить сроки разработки, спроектировать структуру системы качества);
  • документировать (разработать полный комплект документации, описывающий работу системы качества);
  • внедрить (обучить персонал органа по сертификации правилам работы в системе качества).

Желательно, чтобы система качества органа по сертификации была сертифицирована, однако, обязательного требования по сертификации нет.

Базовыми требованиями для системы качества могут выступать требования стандарта ISO 9001:2008 (ГОСТ ИСО 9001:2011) или ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 (для органов по сертификации продукции), ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2012 (для органов по сертификации систем менеджмента), ГОСТ Р ИСО/МЭК 17024-2011 (для органов по сертификации персонала).

В ходе аккредитации эксперты проверяющей организации обращают внимание на наличие системы качества (ее планирование и документирование). В ходе надзорных проверок осуществляется контроль работы системы качества (ее внедрение).

Область действия системы качества должна распространяться на область аккредитации органа по сертификации.

Более подробно о критериях системы качества см. пояснения п.п. 14.

7

Наличие у органа по сертификации сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащего информацию о деятельности органа по сертификации в соответствии с требованиями системы менеджмента качества, установленными в руководстве по качеству.

Сайт должен содержать необходимые сведения и информацию об органе по сертификации и о его работе. К такой информации относится:

  • название органа по сертификации, местонахождение и контактные данные (реквизиты);
  • вид деятельности органа по сертификации и его область аккредитации;
  • порядок взаимодействия заявителей с органом по сертификации (подача заявки, получение информации о ходе работ, получение результатов сертификации, порядок подачи жалоб и рекламаций);
  • информация, указанная в п.п. 14.9.

Состав информации, размещаемой на сайте, должен быть указан в руководстве по качеству. При изменении информации она должна оперативно корректироваться и на сайте, и в руководстве по качеству.

Требований к доменному имени сайта критерии не предъявляют. Желательно, чтобы доменное имя сайта совпадало с названием органа по сертификации или наименованием юридического лица, владельца органа по сертификации.

Для действующих органов по сертификации, которые проходят переаккредитацию в Росаккредитации, сайт должен быть виден в сети Интернет.

Для вновь созданных органов по сертификации сайт должен быть разработан и подготовлен к публикации в Интернет (зарегистрировано доменное имя, разработан дизайн, создано наполнение сайта).

8

Наличие нормативных правовых актов, документов в области стандартизации и иных документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия и объектам подтверждения соответствия, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, а также соблюдение в процессе деятельности органа по сертификации требований документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия.

В данном критерии содержатся две группы требований. Первая группа касается наличия нормативных документов. Вторая связана с подтверждением работы по этим документам.

По наличию нормативных документов:

В органе по сертификации должен быть полный набор нормативных документов по объектам сертификации в заявленной области аккредитации. К таким документам относятся: ГОСТы, Технические регламенты РФ и Таможенного союза, СНиПы и пр. Все нормативные документы должны быть актуальными (действующими).

Требований к форме представления документов не предъявляется. Они могут быть как в бумажном, так и в электронном виде. Однако актуализировать бумажные документы проблематично, поэтому лучшим вариантом является наличие электронных справочно-правовых систем (типа «Консультант+», «Гарант» или им подобных) с регулярным обновлением базы документов.

В ходе аккредитации и последующих контрольных мероприятий экспертами проверяется состав нормативных документов и их актуальность. Если установлена информационно-правовая система, то проверяется наличие доступа специалистов органа по сертификации к нормативным документам и действующий договор на обновление базы нормативных документов.

Наличие нормативных документов проверяется как при аккредитации, так и в ходе надзорных проверок.

По подтверждению работы с нормативными документами:

Эти требования проверяются в ходе надзорных проверок.

Подтверждением работы в соответствии с нормативными документами (ГОСТ, ТР, СНиП и пр.) является наличие оформленных документов. К таким документам относятся: протоколы испытаний, заключения экспертов, отчеты и пр. документы, в которых представлены сведения о контролируемых параметрах объекта сертификации. Это документы, на основании которых может быть выдан сертификат или отказ в сертификации. Сами выданные сертификаты (бланки строгой отчетности) такими документами не являются. Поэтому в ходе работы органа по сертификации необходимо строго вести дела по каждой заявке на сертификацию. Именно эта «промежуточная» документация является подтверждением «соблюдения в процессе деятельности органа по сертификации требований документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия».

9

Наличие у работников органа по сертификации, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия:

высшего образования, либо среднего профессионального образования или дополнительного профессионального образования по профилю, соответствующему области аккредитации;

Данное требование распространяется на экспертов органа по сертификации и руководящий состав (генерального директора, его заместителей, руководителей подразделений). Подтверждением соответствия данному критерию является наличие диплома о высшем/среднем образовании и диплома повышения квалификации. Если у эксперта есть только диплом о среднем образовании, то для соответствия критерию необходимо пройти повышение квалификации и получить диплом о повышении квалификации.

Профильным образованием считается образование, связанное с заявленной областью аккредитации органа по сертификации. Например, если область аккредитации связана с пищевой продукцией, то профильным образованием будет образование, полученное по направлению обучения «пищевая промышленность». Профильное образование (по дипломам) всех экспертов органа по сертификации (штатных и внештатных) должно полностью «покрывать» заявленную область аккредитации.

опыта работы по подтверждению соответствия в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, не менее трех лет;

Опыт работы подтверждается трудовой книжкой, трудовыми договорами или сертификатом/аттестатом эксперта.

Установленный период «три года» относится к деятельности экспертов органа по сертификации. Общий стаж работы каждого эксперта в органах по сертификации или аккредитующих организациях должен составлять не менее указанного срока.

допуска к проведению работ по подтверждению соответствия, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (при необходимости).

Данный допуск необходимо получать в случае, если сотрудники органа по сертификации будут выполнять временные или постоянные работы, связанные с государственной тайной.

К государственной тайне относятся:

  • сведения в военной области;
  • сведения в области экономики, науке и технике;
  • сведения в области внешней политики и экономики;
  • сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Допуск требуется для всех сотрудников, участвующих в сертификации, а не только экспертов.

Допускается привлечение к работам по сертификации, не связанным с принятием решений о выдаче, приостановлении, возобновлении, прекращении сертификатов соответствия, лиц, не отвечающих требованиям настоящего пункта критериев аккредитации, при условии выполнения ими работ по сертификации под контролем лиц, отвечающих требованиям настоящего пункта критериев аккредитации.

Данные требования относятся к работникам, выполняющим технические операции (например, отбор образцов, оформление документов, подготовка оборудования и т.п.) и стажерам (кандидатам в эксперты). Дополнительно см. пояснения п.п. 14.13 (д), п.п. 14.13(е).

Наличие в штате по основному месту работы в органе по сертификации не менее трех работников органа по сертификации, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия.

Минимальное количество экспертов, работающих в органе по сертификации на штатной основе, должно составлять не менее трех человек. При этом все три эксперта должны работать на полную ставку. Остальные эксперты (если требуется) могут работать на часть ставки или быть внештатными сотрудниками. Для успешной аккредитации, желательно, чтобы количество штатных экспертов, работающих на полную и неполную ставку, «покрывало» не менее пятидесяти процентов заявленной области аккредитации.

Для органов по сертификации, выполняющих работы по подтверждению соответствия средств связи, а также органов по сертификации, выполняющих работы по подтверждению соответствия оборудования для работы во взрывоопасных средах, необходимо наличие у работников, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия, высшего образования по профилю, соответствующему области аккредитации.

Для органов по сертификации средств связи и оборудования, работающего во взрывоопасных средах, высшее образование экспертов и руководящего состава (генерального директора, его заместителей, руководителей подразделений) по профилю деятельности является обязательным.

К взрывоопасным средам относятся масло-; гидро-; газо-; и т.п. среды, а также механические среды, в том числе и обычные (воздушные, водные) среды, находящиеся под высоким давлением.

При наличии в области аккредитации органа по сертификации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, средств связи, выполняющих функции по проведению оперативно-розыскных мероприятий, наличие у работников, состоящих в штате по основному месту работы в органе по сертификации, допуска к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обязательно.

Данное требование относится к органам по сертификации средств связи для оперативно-розыскной деятельности. Такие работы относятся к вопросам закона о государственной тайне. Поэтому допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну должен быть у всех сотрудников органа по сертификации, а не только у экспертов.

 

 

   
 

 

10

Наличие у работников, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия, навыков и профессиональных знаний, необходимых для выполнения работ по подтверждению соответствия в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц.

Подтвердить наличие навыков и знаний возможно за счет предоставления документов о повышении квалификации. Такими документами являются свидетельства о повышении квалификации, сертификаты об окончании курсов, посещении семинаров и пр. образовательных мероприятий. Для прохождения аккредитации эксперты органа по сертификации должны регулярно посещать курсы повышения квалификации (регулярность составляет один раз в три-пять лет, в зависимости от профессиональной области). Важно, чтобы на момент аккредитации (надзорной проверки) свидетельства и сертификаты были актуальны.

11

Наличие по месту (местам) осуществления деятельности в области аккредитации на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и (или) пользования, помещений, оборудования, технических средств и иных материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по подтверждению соответствия в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, документов в области стандартизации и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц.

Данный критерий относится к трем видам ресурсов:

  • помещениям;
  • оборудованию и техническим средствам;
  • материальным средствам.

Требования относятся к ресурсам, которые участвуют или задействованы в процессе сертификации.

По отношению к этим ресурсам должно быть выполнено три условия:

  • во-первых, ресурсы должны быть в наличии;
  • во-вторых, они должны соответствовать требованиям нормативных документов;
  • в-третьих, у органа по сертификации должны быть в наличии указанные нормативные документы.

В отношении помещений у органа по сертификации должны быть:

  • свидетельства о праве собственности или договора аренды на все помещения, в которых располагается орган по сертификации;
  • реестр помещений (по видам помещений) и реестр требований к ним. Эти реестры зависят от заявляемой области аккредитации;
  • свидетельства соответствия помещений требованиям нормативных документов (если необходимо). Они могут потребоваться органам по сертификации, которые работают с опасными материалами или выполняют работы, связанные с государственной тайной;
  • нормативные документы, устанавливающие требования к помещениям.

В отношении оборудования и технических средств у органа по сертификации должны быть:

  • реестр оборудования и технических средств, применяемых для сертификации;
  • реестр требований к оборудованию и техническим средствам;
  • договора на обслуживание средств связи и телекоммуникаций (телефонная связь, Интернет, договор на информационное обслуживание и т.п.);
  • договора на обслуживание оборудования и технических средств (если требуется обслуживание);
  • нормативные документы, содержащие требования к оборудованию и техническим средствам.

В отношении материальных средств у органа по сертификации должны быть:

  • реестр материальных средств, необходимых для проведения сертификации;
  • реестр требований к материальным средствам, необходимым для проведения сертификации;
  • сертификаты или их копии на применяемые материальные средства;
  • нормативные документы, определяющие требования к материальным средствам.

К материальным средствам относятся расходные материалы и вспомогательное оборудование, которые могут повлиять на результаты сертификации. Например, для органов по сертификации продукции в нефтехимии или медицине могут требоваться специальные контейнеры для хранения образцов до их передачи в лабораторию.

Если орган по сертификации применяет в своей деятельности материалы и вспомогательное оборудование, которые не влияют на результаты сертификации, то учет и регистрацию таких материальных средств можно не вести.

 

     
 
         
 

 

12

Дополнительным критерием аккредитации для органов по сертификации, выполняющих работы по подтверждению соответствия железнодорожной продукции, является наличие в соответствии с областью аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, допуска к проведению работ в области сертификации железнодорожной продукции, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Если орган по сертификации занимается сертификацией железнодорожной продукции, которая подпадает под положения закона о государственной тайне, то персонал органа по сертификации должен получить допуск к государственной тайне, а орган по сертификации лицензию ФСБ.

Для уточнения состава сведений, относящихся к государственной тайне см. «Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне», указ Президента Российской Федерации от 11.02.2006 №90.

13

В случаях, предусмотренных техническими регламентами Российской Федерации и техническими регламентами Таможенного союза, в состав органа по сертификации должна входить аккредитованная испытательная лаборатория (центр).

В некоторых случаях от органа по сертификации требуется наличие собственной испытательной лаборатории. В этом случае должна быть аккредитована и лаборатория и орган по сертификации.

14

Наличие разработанного органом по сертификации руководства по качеству, содержащего требования системы менеджмента качества, которое оформляется в виде единого документа или в виде совокупности документов, подписывается руководителем органа по сертификации, скрепляется печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя (при наличии).

Руководство по качеству должно предусматривать следующие требования системы менеджмента качества:

Система качества органа по сертификации может быть документально представлена несколькими способами:

  • Единым документом. В этом случае руководство по качеству должно включать в себя полное описание всей системы качества;
  • Набором документов. В этом случае создается руководство по качеству и взаимосвязанные с ним процедуры (отдельные документы). Руководство по качеству содержит общее описание работы системы качества и ссылки на конкретные процессы, которые представлены в процедурах системы качества.

Второй вариант является более предпочтительным, т.к. в этом случае легче вносить изменения и дополнения в документацию системы качества.

Более подробную информацию по формам представления Руководства по качеству см. раздел «Руководство по качеству».

Пояснения по требованиям критериев системы качества см. далее.

 

№ п.п. 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 14.1, 14.2, 14.3, 14.4, 14.5, 14,6, 14.7, 14.8, 14.9, 14.10, 14.11, 14.12, 14.13, 14.14, 14.15, 14.16

 

         
             
       
© KPMS 2007-2016