Критерии аккредитации органа по сертификации

в Российской национальной системе аккредитации

Пояснения п.п. 14.1 - 14.7

В данном документе содержатся пояснения по каждому из критериев аккредитации органа по сертификации. Пояснения представлены для критериев, определенных в Приказе № 326 от 30 мая 2014 г. Министерства Экономического Развития Российской Федерации. «Об утверждении критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации».

Брошюра будет полезна специалистам органов по сертификации, отвечающим за получение аккредитации. Документ включает в себя 62 страницы.

п.п. 14.1 Критериев аккредитации:

установление области применения системы менеджмента качества, которая должна распространяться на все места осуществления деятельности в области аккредитации;

Пояснения:

Область применения системы менеджмента качества должна быть документально установлена в руководстве по качеству.

Область применения должна включать в себя:

  • все виды деятельности, по которым орган по сертификации предполагает получить аккредитацию (например, сертификация продукции, услуг, систем менеджмента и т.п.);
  • все собственные подразделения органа по сертификации, которые участвуют в сертификации. Если орган по сертификации имеет территориально распределенные подразделения, то они также должны входить в область применения системы качества.

п.п. 14.2 Критериев аккредитации:

наличие политики в области качества деятельности органа по сертификации, устанавливающей:

а) цели и задачи в области качества деятельности органа по сертификации;

Пояснения:

Политику в области качества лучше представлять отдельным документом. Политика должна быть подписана руководителем органа по сертификации. Текст политики в области качества необходимо ежегодно пересматривать и актуализировать по мере необходимости.

Текст политики в области качества представляет общие цели и задачи работы органа по сертификации. Подробные цели и задачи на конкретный период времени (например, год) устанавливаются в отдельном документе «Цели в области качества».

Более подробные сведения по политике в области качества см. в разделе «Политика качества».

Более подробные сведения по целям и задачам в области качества см. в разделе «Цели в области качества».

б) обязанность органа по сертификации соблюдать критерии аккредитации;

Пояснения:

Данное требование может быть представлено в виде декларативного заявления в тексте политики в области качества.

Пример:

«В своей деятельности орган по сертификации обязуется соблюдать все требования критериев аккредитации».

в) требование к работникам органа по сертификации, участвующим в выполнении работ по подтверждению соответствия, ознакомиться с руководством по качеству и руководствоваться в своей деятельности установленной политикой в области качества деятельности органа по сертификации;

Пояснения:

Данное требование может быть представлено в виде декларативного заявления в тексте политики в области качества.

Пример:

«Все сотрудники органа по сертификации знают и понимают политику в области качества, руководство по качеству и другие документы системы качества. В своей работе каждый сотрудник неукоснительно выполняет все требования системы качества».

п.п. 14.3 Критериев аккредитации:

наличие требований к внутренней организации деятельности органа по сертификации, предусматривающих:

а) формирование органа управления в органе по сертификации и определение лиц, несущих ответственность за работу основных направлений системы менеджмента качества;

Пояснения:

В данном требовании речь идет об организационной структуре системы качества. Как правило, лицами, отвечающими за работу и управление системой качества, являются:

  • уполномоченный по качеству (эту роль может выполнять руководитель органа по сертификации или один из его заместителей);
  • менеджер/специалист по качеству (эту роль может выполнять руководитель одного из подразделений или сотрудник органа по сертификации);
  • внутренние аудиторы системы качества (аудиторами могут быть назначены любые должностные лица органа по сертификации).

В руководстве по качеству необходимо представить организационную структуру органа по сертификации и отметить должностных лиц, которые выполняют указанные выше роли.

Для каждой роли в руководстве по качеству необходимо указать права, полномочия и обязанности. Если штатная численность органа по сертификации велика (более 30 человек), то вместо ролей, могут быть созданы должности (уполномоченный по качеству, менеджер по качеству, аудитор системы качества и т.п.). В этом случае права, обязанности, полномочия и задачи должностей представляют в должностных инструкциях. Кроме того, в руководстве по качеству необходимо указать порядок и условия назначения лиц, ответственных за систему качества.

б) права и обязанности структурного подразделения юридического лица или индивидуального предпринимателя (его работников), выполняющего (выполняющих) работы по сертификации, при взаимодействии с исполнительным органом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, иными структурными подразделениями юридического лица (их работниками) в целях исключения конфликта интересов;

Пояснения:

В данном требовании речь идет о внутреннем взаимодействии подразделений и сотрудников органа по сертификации.

В руководстве по качеству необходимо представить организационную структуру органа по сертификации с указанием подчиненности подразделений и должностных лиц.

Также, в руководстве по качеству должен быть представлен порядок разрешения споров между подразделениями или сотрудниками одного уровня подчиненности.

Права и обязанности подразделений указываются в положениях о подразделении. Права и обязанности сотрудников указываются в должностных инструкциях. В руководстве по качеству даются ссылки на эти документы.

в) наличие документов, подписанных работниками органа по сертификации и определяющих функциональные обязанности работников органа по сертификации, включая распределение прав, обязанностей, ответственности между работниками органа по сертификации;

Пояснения:

Данное требование реализуется за счет составления должностных инструкций. Каждая должностная инструкция должна быть утверждена руководителем органа по сертификации. Ознакомление сотрудников с должностными инструкциями необходимо осуществлять «под роспись».

г) подчинение структурного подразделения юридического лица, осуществляющего выполнение работ по сертификации, непосредственно исполнительному органу юридического лица либо заместителю единоличного исполнительного органа юридического лица в целях исключения конфликта интересов структурного подразделения юридического лица, осуществляющего выполнение работ по сертификации и его работников, с интересами иных структурных подразделений юридического лица, их работников;

Пояснения:

Данное требование реализуется за счет представления организационной структуры в руководстве по качеству и составления положений о подразделениях и должностных инструкций. Положения о подразделениях должны быть утверждены руководителем органа по сертификации. Сотрудники подразделений должны быть ознакомлены с положением о своем подразделении «под роспись».

д) наличие должностного лица (менеджера по качеству), обеспечивающего использование системы менеджмента качества и ее постоянное функционирование, которое является руководителем органа по сертификации или его заместителем либо уполномочено руководителем органа по сертификации на осуществление указанных функций;

Пояснения:

В руководстве по качеству указывается какие сотрудники (по занимаемой должности) могут быть назначены уполномоченным по качеству и/или менеджером по качеству. Назначение на данную роль/должность осуществляется по приказу руководителя органа по сертификации.

п.п. 14.4 Критериев аккредитации:

наличие системы обеспечения независимости и беспристрастности органа по сертификации при осуществлении деятельности и установление требований, предусматривающих:

а) разработку и реализацию мер предотвращения и разрешения конфликта интересов;

Пояснения:

Данные требования касаются внешнего взаимодействия органа по сертификации (взаимодействие с заявителями и другими заинтересованными сторонами).

Необходимо разработать порядок разрешения споров с заявителями по вопросам прохождения сертификации.

К процедурам, устанавливающим такой порядок, относятся:

  • процедура подачи жалобы;
  • процедура рассмотрения жалобы;
  • работа комиссии по жалобам;
  • процедура подачи апелляции в надзорные органы.

Данные процедуры необходимо оформить документально и представить ссылки на них в руководстве по качеству.

Информацию из этих процедур необходимо разместить на сайте органа по сертификации в соответствии с п.п. 14.9 (г), п.п. 14.9 (з).

б) гарантии независимости органа по сертификации от коммерческого, финансового, административного или иного давления, способного оказать влияние на качество осуществляемой органом по сертификации деятельности;

Пояснения:

В данном случае речь идет о независимости органа по сертификации от заявителя (изготовителя, проектировщика, продавца, аффилированных лиц). Орган по сертификации должен являться самостоятельным юридическим лицом, имеющим свои собственные финансовые, материальные и людские ресурсы для проведения сертификации.

В руководстве по качеству необходимо указать, что все работы по сертификации выполняются независимо от заявителя и других заинтересованных сторон. Они не могут оказать влияние на процесс сертификации и его результаты. Также, в руководстве по качеству должны быть описаны действия сотрудников органа по сертификации в случае попыток со стороны заявителя или третьих лиц оказать влияние на результаты сертификации.

в) обязанность обеспечивать беспристрастность принятия решений органом по сертификации при проведении работ по подтверждению соответствия, в том числе при аудите и сертификации систем менеджмента качества (в отношении органов по сертификации систем менеджмента качества), а также при проведении экзамена, предусмотренного схемой сертификации (в отношении органов по сертификации персонала), а также механизмы обеспечения беспристрастности;

Пояснения:

Беспристрастность обеспечивается за счет независимости работы экспертов и/или аудиторов органа по сертификации от заявителей и других заинтересованных сторон. В руководстве по качеству необходимо указать, что эксперты и/или аудиторы выполняют свою работу вне зависимости от финансового, административного, политического или религиозного положения заявителей и других заинтересованных сторон.

Механизмами обеспечения беспристрастности могут быть:

  • ограничение количества работ эксперта с одним и тем же заявителем (для органа по сертификации продукции);
  • привлечение второго эксперта для оценки результатов сертификации;
  • ротация аудиторов для проведения аудитов систем менеджмента;
  • анонимность проверки результатов работ по оценке персонала;
  • прочие аналогичные действия.

г) раскрытие информации о существовании лиц, аффилированных с аккредитованным юридическим лицом или аккредитованным индивидуальным предпринимателем, в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации;

Пояснения:

Если в состав учредителей органа по сертификации входят аффилированные лица, то их список должен быть размещен на сайте органа по сертификации. Необходимость публикации такой информации должна быть указана в руководстве по качеству.

Раскрытие информации об аффилированных лицах осуществляется за счет ежеквартальных публикаций в сети Интернет.

Понятие об аффилированных лицах дается в федеральном законе «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135–ФЗ.

Форма списка аффилированных лиц установлена Федеральной службой по финансовым рынкам (Приказ ФСФР России от 04.10.2011 №11-46/пз-н). Данную форму можно использовать для справки.

д) идентификацию рисков, касающихся соблюдения беспристрастности при осуществлении работ по подтверждению соответствия, устранение и минимизацию указанных рисков;

Пояснения:

В руководстве по качеству или отдельной процедуре необходимо представить список возможных рисков, связанных с беспристрастностью работы экспертов и действия по реагированию на такие рисковые события.

Примеры:

Риск - эксперт ранее (до работы в органе по сертификации) оказывал консультационные услуги организации заявителю.

Действия - эксперт должен отказаться проводить сертификацию заявителя.

Риск - заявитель является учредителем лаборатории, с которой у органа по сертификации заключен договор.

Действия – орган по сертификации должен передать продукцию на испытания в другую лабораторию.

и т.п.

е) обеспечение независимости органа по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей;

Пояснения:

Требования данного пункта выполняются аналогично пункту б). Независимость органа по сертификации обеспечивается наличием собственного юридического статуса (ООО, ИП, АО и т.п.), собственных финансовых, информационных, материальных и прочих ресурсов.

В руководстве по качеству необходимо указать, что все работы орган по сертификации осуществляет исключительно за счет привлечения собственных ресурсов. Эти ресурсы не связаны с изготовителями, продавцами исполнителями или покупателями.

ж) установление требований к работникам органа по сертификации о необходимости уведомления органа по сертификации о прежних и существующих связях с проектировщиками, разработчиками, изготовителями, продавцами, операторами продукции (работ, услуг), подлежащих сертификации, иных обстоятельствах, которые могут привести к возникновению конфликта интересов;

Пояснения:

Для выполнения данного требования необходимо указать в руководстве по качеству, должностных инструкциях или трудовых договорах с работниками органа по сертификации, что они обязаны информировать руководителя органа по сертификации о своих трудовых и коммерческих взаимоотношениях с заявителями и другими заинтересованными сторонами.

п.п. 14.5 Критериев аккредитации:

наличие правил, обеспечивающих соблюдение требований в отношении органа по сертификации, юридического лица или индивидуального предпринимателя, в состав которого входит орган по сертификации, устанавливающих, что указанные лица не должны:

а) быть проектировщиком, изготовителем, установщиком, продавцом, оператором или приобретателем, в том числе потребителем продукции (работ, услуг), подлежащих сертификации в соответствии с областью аккредитации органа по сертификации;

Пояснения:

Для выполнения данного требования необходимо указать в руководстве по качеству, что орган по сертификации не может осуществлять сертификацию продукции (работ или услуг), представленных на сертификацию, если заявитель и учредители органа по сертификации или аффилированные к нему лица совместно осуществляли:

  • проектирование,
  • изготовление,
  • установку,
  • управление,
  • приобретение,
  • использование этой продукции (работ или услуг).

Также, орган по сертификации не может сам выступать в роли заявителя.

Помимо руководства по качеству эти заявления необходимо опубликовать на сайте органа по сертификации (в соответствии с п.п. 14.9 (з)).

б) предлагать или предоставлять консультационные услуги заявителям на проведение работ по сертификации;

Пояснения:

В руководстве по качеству указывается, что орган по сертификации или его сотрудники не могут предоставлять заявителям консультационные услуги по вопросам подготовки к сертификации.

К данным услугам не относятся консультации заявителя по вопросам, связанным с работой органа по сертификации, подачей заявки на сертификацию, состоянии работ по сертификации и прочей информации, необходимой для информирования заявителя о ходе и результатах сертификации.

в) предлагать или предоставлять консультационные услуги по системам менеджмента или услуги по проведению внутренних проверок заявителям на проведение работ по сертификации в случаях, когда схема сертификации требует оценки системы менеджмента;

Пояснения:

В руководстве по качеству указывается, что орган по сертификации или его сотрудники не могут предоставлять заявителям консультационные услуги по подготовке систем менеджмента заявителя к сертификации.

п.п. 14.6 Критериев аккредитации:

наличие политики и правил, обеспечивающих не дискриминационный доступ к услугам по подтверждению соответствия, оказываемым органом по сертификации в соответствии с его областью аккредитации;

Пояснения:

Данное требование носит декларативный характер. Оно может быть указано в политике в области качества. Например, в тексте политики в области качества можно указать, что все заявители имеют равные права и равные условия по проведению сертификации. Предоставление услуг по сертификации не зависит от местоположения, политических взглядов, финансового положения, известности, национальной или религиозной ориентации заявителя.

п.п. 14.7 Критериев аккредитации:

наличие правил обеспечения конфиденциальности информации, в том числе поступающей от третьих лиц;

Пояснения:

В руководстве по качеству необходимо указать действия, которые предпринимает орган по сертификации для защиты конфиденциальных данных.

К таким действиям относятся:

  • ограничение доступа сотрудников к информации;
  • хранение документов в закрытых хранилищах (шкафах, сейфах, закрытых полках и т.п.);
  • обязательное использование разграничения доступа к электронным версиям информации и данных;
  • резервное копирование данных;
  • применение антивирусных программ;
  • прочие действия.

Для всех действий должны быть указаны ответственные лица, сроки и периодичность их выполнения, методы контроля за соблюдением действий.

Также в руководстве по качеству необходимо указать:

«Вся информация, полученная от заявителя или третьих лиц, будет предоставляться только тем сотрудникам, которые принимают непосредственное участие в сертификации».

В некоторых случаях может потребоваться выполнение федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 №152-ФЗ.