На главную
"Проблема не в повышении качества. Повышение качества есть решение проблемы" Э. Деминг
Общая информация   Аккредитация   Автоматизация СМК   Документация СМК   Стандарты ИСО 9000   Аудит СМК   Внедрение СМК   Интернет магазин    
www.kpms.ru   Карта сайта   Написать письмо    

>> Аккредитация\ Аккредитация органа по сертификации\ Критерии аккредитации Пояснения п.п.14.1-14.7

Pointer Аккредитация
Pointer Аккредитация лаборатории
  Аккредитация испытательной лаборатории
  Аккредитация аналитической лаборатории
  Критерии Росаккредитации Пояснения
Система качества лаборатории (новое)
  Документация лаборатории
  Персонал лаборатории
Pointer Аккредитация органа по сертификации
  Критерии аккредитации Пояснения п.п. 6-14
  Критерии аккредитации Пояснения п.п. 14.1-14.7
  Критерии аккредитации Пояснения п.п. 14.8-14.10
  Критерии аккредитации Пояснения п.п. 14.11-14.16
 
Рекомендуем приобрести:
Книга ИСО 9001:2015
ИСО 9001:2015 Пояснения. Интерпретация требований. Руководство по внедрению.
Рекомендации по аккредитации лаборатории
Рекомендации по аккредитации лаборатории.
Рекомендации по аккредитации ОС
Рекомендации по аккредитации органа по сертификации.

Критерии аккредитации органа по сертификации

в Российской национальной системе аккредитации

Пояснения п.п. 14.1 - 14.7

 

Критерии аккредитации органа по сертификации

 

 

Вы можете приобрести этот документ в интернет-магазине "Менеджмент качества" в форме брошюры "Критерии аккредитации органа по сертификации в Российской национальной системе аккредитации".

 

 

 

№ п.п. 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 14.1, 14.2, 14.3, 14.4, 14.5, 14,6, 14.7, 14.8, 14.9, 14.10, 14.11, 14.12, 14.13, 14.14, 14.15, 14.16

№ п.п. Формулировка критерия Краткие пояснения
14.1

установление области применения системы менеджмента качества, которая должна распространяться на все места осуществления деятельности в области аккредитации;

Область применения системы менеджмента качества должна быть документально установлена в руководстве по качеству.

Область применения должна включать в себя:

  • все виды деятельности, по которым орган по сертификации предполагает получить аккредитацию (например, сертификация продукции, услуг, систем менеджмента и т.п.);
  • все собственные подразделения органа по сертификации, которые участвуют в сертификации. Если орган по сертификации имеет территориально распределенные подразделения, то они также должны входить в область применения системы качества.

 

Новости сайта:  

26-27 октабря - Конференция "Проектирование бизнес-архитектур 2017".

19 октября - Лекция Марка Гоулстона "Я слышу Вас насквозь. Эффективная техника переговоров".

08 ноября - Лекция Дэйва Логана "Лидер и племя. 5 уровней корпоративной культуры".

19.05.2017

В раздел "Стандарты ИСО 9000" добавлены сведения по среде организации.

 
Поиск по сайту:  
 
 
Поделиться:  
 
Услуги партнеров:
Маркетинговые исследования

Бизнес-планы

 

 

14.2

наличие политики в области качества деятельности органа по сертификации, устанавливающей:

а) цели и задачи в области качества деятельности органа по сертификации;

Политику в области качества лучше представлять отдельным документом. Политика должна быть подписана руководителем органа по сертификации. Текст политики в области качества необходимо ежегодно пересматривать и актуализировать по мере необходимости.

Текст политики в области качества представляет общие цели и задачи работы органа по сертификации. Подробные цели и задачи на конкретный период времени (например, год) устанавливаются в отдельном документе «Цели в области качества».

Более подробные сведения по политике в области качества см. в разделе «Политика качества».

Более подробные сведения по целям и задачам в области качества см. в разделе «Цели в области качества».

б) обязанность органа по сертификации соблюдать критерии аккредитации;

Данное требование может быть представлено в виде декларативного заявления в тексте политики в области качества.

Пример:

«В своей деятельности орган по сертификации обязуется соблюдать все требования критериев аккредитации».

в) требование к работникам органа по сертификации, участвующим в выполнении работ по подтверждению соответствия, ознакомиться с руководством по качеству и руководствоваться в своей деятельности установленной политикой в области качества деятельности органа по сертификации;

Данное требование может быть представлено в виде декларативного заявления в тексте политики в области качества.

Пример:

«Все сотрудники органа по сертификации знают и понимают политику в области качества, руководство по качеству и другие документы системы качества. В своей работе каждый сотрудник неукоснительно выполняет все требования системы качества».

14.3

наличие требований к внутренней организации деятельности органа по сертификации, предусматривающих:

а) формирование органа управления в органе по сертификации и определение лиц, несущих ответственность за работу основных направлений системы менеджмента качества;

В данном требовании речь идет об организационной структуре системы качества. Как правило, лицами, отвечающими за работу и управление системой качества, являются:

  • уполномоченный по качеству (эту роль может выполнять руководитель органа по сертификации или один из его заместителей);
  • менеджер/специалист по качеству (эту роль может выполнять руководитель одного из подразделений или сотрудник органа по сертификации);
  • внутренние аудиторы системы качества (аудиторами могут быть назначены любые должностные лица органа по сертификации).

В руководстве по качеству необходимо представить организационную структуру органа по сертификации и отметить должностных лиц, которые выполняют указанные выше роли.

Для каждой роли в руководстве по качеству необходимо указать права, полномочия и обязанности. Если штатная численность органа по сертификации велика (более 30 человек), то вместо ролей, могут быть созданы должности (уполномоченный по качеству, менеджер по качеству, аудитор системы качества и т.п.). В этом случае права, обязанности, полномочия и задачи должностей представляют в должностных инструкциях. Кроме того, в руководстве по качеству необходимо указать порядок и условия назначения лиц, ответственных за систему качества.

б) права и обязанности структурного подразделения юридического лица или индивидуального предпринимателя (его работников), выполняющего (выполняющих) работы по сертификации, при взаимодействии с исполнительным органом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, иными структурными подразделениями юридического лица (их работниками) в целях исключения конфликта интересов;

В данном требовании речь идет о внутреннем взаимодействии подразделений и сотрудников органа по сертификации.

В руководстве по качеству необходимо представить организационную структуру органа по сертификации с указанием подчиненности подразделений и должностных лиц.

Также, в руководстве по качеству должен быть представлен порядок разрешения споров между подразделениями или сотрудниками одного уровня подчиненности.

Права и обязанности подразделений указываются в положениях о подразделении. Права и обязанности сотрудников указываются в должностных инструкциях. В руководстве по качеству даются ссылки на эти документы.

в) наличие документов, подписанных работниками органа по сертификации и определяющих функциональные обязанности работников органа по сертификации, включая распределение прав, обязанностей, ответственности между работниками органа по сертификации;

Данное требование реализуется за счет составления должностных инструкций. Каждая должностная инструкция должна быть утверждена руководителем органа по сертификации. Ознакомление сотрудников с должностными инструкциями необходимо осуществлять «под роспись».

г) подчинение структурного подразделения юридического лица, осуществляющего выполнение работ по сертификации, непосредственно исполнительному органу юридического лица либо заместителю единоличного исполнительного органа юридического лица в целях исключения конфликта интересов структурного подразделения юридического лица, осуществляющего выполнение работ по сертификации и его работников, с интересами иных структурных подразделений юридического лица, их работников;

Данное требование реализуется за счет представления организационной структуры в руководстве по качеству и составления положений о подразделениях и должностных инструкций. Положения о подразделениях должны быть утверждены руководителем органа по сертификации. Сотрудники подразделений должны быть ознакомлены с положением о своем подразделении «под роспись».

д) наличие должностного лица (менеджера по качеству), обеспечивающего использование системы менеджмента качества и ее постоянное функционирование, которое является руководителем органа по сертификации или его заместителем либо уполномочено руководителем органа по сертификации на осуществление указанных функций;

В руководстве по качеству указывается какие сотрудники (по занимаемой должности) могут быть назначены уполномоченным по качеству и/или менеджером по качеству. Назначение на данную роль/должность осуществляется по приказу руководителя органа по сертификации.

 

 
         

 

14.4

наличие системы обеспечения независимости и беспристрастности органа по сертификации при осуществлении деятельности и установление требований, предусматривающих:

а) разработку и реализацию мер предотвращения и разрешения конфликта интересов;

Данные требования касаются внешнего взаимодействия органа по сертификации (взаимодействие с заявителями и другими заинтересованными сторонами).

Необходимо разработать порядок разрешения споров с заявителями по вопросам прохождения сертификации. К процедурам, устанавливающим такой порядок, относятся:

  • процедура подачи жалобы;
  • процедура рассмотрения жалобы;
  • работа комиссии по жалобам;
  • процедура подачи апелляции в надзорные органы.

Данные процедуры необходимо оформить документально и представить ссылки на них в руководстве по качеству.

Информацию из этих процедур необходимо разместить на сайте органа по сертификации в соответствии с п.п. 14.9 (г), п.п. 14.9 (з).

б) гарантии независимости органа по сертификации от коммерческого, финансового, административного или иного давления, способного оказать влияние на качество осуществляемой органом по сертификации деятельности;

В данном случае речь идет о независимости органа по сертификации от заявителя (изготовителя, проектировщика, продавца, аффилированных лиц). Орган по сертификации должен являться самостоятельным юридическим лицом, имеющим свои собственные финансовые, материальные и людские ресурсы для проведения сертификации.

В руководстве по качеству необходимо указать, что все работы по сертификации выполняются независимо от заявителя и других заинтересованных сторон. Они не могут оказать влияние на процесс сертификации и его результаты. Также, в руководстве по качеству должны быть описаны действия сотрудников органа по сертификации в случае попыток со стороны заявителя или третьих лиц оказать влияние на результаты сертификации.

в) обязанность обеспечивать беспристрастность принятия решений органом по сертификации при проведении работ по подтверждению соответствия, в том числе при аудите и сертификации систем менеджмента качества (в отношении органов по сертификации систем менеджмента качества), а также при проведении экзамена, предусмотренного схемой сертификации (в отношении органов по сертификации персонала), а также механизмы обеспечения беспристрастности;

Беспристрастность обеспечивается за счет независимости работы экспертов и/или аудиторов органа по сертификации от заявителей и других заинтересованных сторон. В руководстве по качеству необходимо указать, что эксперты и/или аудиторы выполняют свою работу вне зависимости от финансового, административного, политического или религиозного положения заявителей и других заинтересованных сторон.

Механизмами обеспечения беспристрастности могут быть:

  • ограничение количества работ эксперта с одним и тем же заявителем (для органа по сертификации продукции);
  • привлечение второго эксперта для оценки результатов сертификации;
  • ротация аудиторов для проведения аудитов систем менеджмента;
  • анонимность проверки результатов работ по оценке персонала;
  • прочие аналогичные действия.

г) раскрытие информации о существовании лиц, аффилированных с аккредитованным юридическим лицом или аккредитованным индивидуальным предпринимателем, в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации;

Если в состав учредителей органа по сертификации входят аффилированные лица, то их список должен быть размещен на сайте органа по сертификации. Необходимость публикации такой информации должна быть указана в руководстве по качеству.

Раскрытие информации об аффилированных лицах осуществляется за счет ежеквартальных публикаций в сети Интернет.

Понятие об аффилированных лицах дается в федеральном законе «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135 – ФЗ.

Форма списка аффилированных лиц установлена Федеральной службой по финансовым рынкам (Приказ ФСФР России от 04.10.2011 №11-46/пз-н). Данную форму можно использовать для справки.

д) идентификацию рисков, касающихся соблюдения беспристрастности при осуществлении работ по подтверждению соответствия, устранение и минимизацию указанных рисков;

В руководстве по качеству или отдельной процедуре необходимо представить список возможных рисков, связанных с беспристрастностью работы экспертов и действия по реагированию на такие рисковые события.

Примеры:

Риск - эксперт ранее (до работы в органе по сертификации) оказывал консультационные услуги организации заявителю.

Действия - эксперт должен отказаться проводить сертификацию заявителя.

Риск - заявитель является учредителем лаборатории, с которой у органа по сертификации заключен договор.

Действия – орган по сертификации должен передать продукцию на испытания в другую лабораторию.

и т.п.

е) обеспечение независимости органа по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей;

Требования данного пункта выполняются аналогично пункту б). Независимость органа по сертификации обеспечивается наличием собственного юридического статуса (ООО, ИП, ЗАО и т.п.), собственных финансовых, информационных, материальных и прочих ресурсов.

В руководстве по качеству необходимо указать, что все работы орган по сертификации осуществляет исключительно за счет привлечения собственных ресурсов. Эти ресурсы не связаны с изготовителями, продавцами исполнителями или покупателями.

ж) установление требований к работникам органа по сертификации о необходимости уведомления органа по сертификации о прежних и существующих связях с проектировщиками, разработчиками, изготовителями, продавцами, операторами продукции (работ, услуг), подлежащих сертификации, иных обстоятельствах, которые могут привести к возникновению конфликта интересов;

Для выполнения данного требования необходимо указать в руководстве по качеству, должностных инструкциях или трудовых договорах с работниками органа по сертификации, что они обязаны информировать руководителя органа по сертификации о своих трудовых и коммерческих взаимоотношениях с заявителями и другими заинтересованными сторонами.

14.5

наличие правил, обеспечивающих соблюдение требований в отношении органа по сертификации, юридического лица или индивидуального предпринимателя, в состав которого входит орган по сертификации, устанавливающих, что указанные лица не должны:

а) быть проектировщиком, изготовителем, установщиком, продавцом, оператором или приобретателем, в том числе потребителем продукции (работ, услуг), подлежащих сертификации в соответствии с областью аккредитации органа по сертификации;

Для выполнения данного требования необходимо указать в руководстве по качеству, что орган по сертификации не может осуществлять сертификацию продукции (работ или услуг), представленных на сертификацию, если заявитель и учредители органа по сертификации или аффилированные к нему лица совместно осуществляли:

  • проектирование,
  • изготовление,
  • установку,
  • управление,
  • приобретение,
  • использование этой продукции (работ или услуг).

Также, орган по сертификации не может сам выступать в роли заявителя.

Помимо руководства по качеству эти заявления необходимо опубликовать на сайте органа по сертификации (в соответствии с п.п. 14.9 (з)).

б) предлагать или предоставлять консультационные услуги заявителям на проведение работ по сертификации;

В руководстве по качеству указывается, что орган по сертификации или его сотрудники не могут предоставлять заявителям консультационные услуги по вопросам подготовки к сертификации.

К данным услугам не относятся консультации заявителя по вопросам, связанным с работой органа по сертификации, подачей заявки на сертификацию, состоянии работ по сертификации и прочей информации, необходимой для информирования заявителя о ходе и результатах сертификации.

в) предлагать или предоставлять консультационные услуги по системам менеджмента или услуги по проведению внутренних проверок заявителям на проведение работ по сертификации в случаях, когда схема сертификации требует оценки системы менеджмента;

В руководстве по качеству указывается, что орган по сертификации или его сотрудники не могут предоставлять заявителям консультационные услуги по подготовке систем менеджмента заявителя к сертификации.

 

         

 

14.6

наличие политики и правил, обеспечивающих не дискриминационный доступ к услугам по подтверждению соответствия, оказываемым органом по сертификации в соответствии с его областью аккредитации;

Данное требование носит декларативный характер. Оно может быть указано в политике в области качества. Например, в тексте политики в области качества можно указать, что все заявители имеют равные права и равные условия по проведению сертификации. Предоставление услуг по сертификации не зависит от местоположения, политических взглядов, финансового положения, известности, национальной или религиозной ориентации заявителя.

14.7

наличие правил обеспечения конфиденциальности информации, в том числе поступающей от третьих лиц;

В руководстве по качеству необходимо указать действия, которые предпринимает орган по сертификации для защиты конфиденциальных данных. К таким действиям относятся:

  • ограничение доступа сотрудников к информации;
  • хранение документов в закрытых хранилищах (шкафах, сейфах, закрытых полках и т.п.);
  • обязательное использование разграничения доступа к электронным версиям информации и данных;
  • резервное копирование данных;
  • применение антивирусных программ;
  • прочие действия.

Для всех действий должны быть указаны ответственные лица, сроки и периодичность их выполнения, методы контроля за соблюдением действий.

Также в руководстве по качеству необходимо указать:

«Вся информация, полученная от заявителя или третьих лиц, будет предоставляться только тем сотрудникам, которые принимают непосредственное участие в сертификации».

В некоторых случаях может потребоваться выполнение федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 №152-ФЗ.

№ п.п. 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 14.1, 14.2, 14.3, 14.4, 14.5, 14,6, 14.7, 14.8, 14.9, 14.10, 14.11, 14.12, 14.13, 14.14, 14.15, 14.16

 

         
 
   
       
© KPMS 2007-2017